Международная Академия Зауми была создана в Тамбове в 1990 г. Её создателем стал поэт, филолог, культуролог, историк и теоретик авангарда Сергей Бирюков. Занимаясь русским авангардом с юности, с 1960-х гг., С. Бирюков как поэт и исследователь формировался под влиянием прежде всего русского футуризма. Творчество Велимира Хлебникова стало фундаментом его поэзии и концепции теоретических работ.
Деятельность Академии Зауми развивается по нескольким направлениям. Это и изучение опыта исторического авангарда, и исследование современных авангардистских практик. С этой целью Академия Зауми объединяет усилия исследователей и авторов на научных конференциях, в совместных публикациях. В Академию Зауми вошли крупнейшие авангардные авторы, проживающие как в России, так и за рубежом.
Собственно идея Академии возникла из нескольких реальных оснований:
1. Незавершённость проекта русского (и не только русского) авангарда, прерванного различными обстоятельствами.
2. Появление внеисторического авангарда, опирающегося на исторический.
3. Необходимость изучения опыта как исторического, так и внеисторического авангарда.
4. Наличие авангардных авторов, которые занимаются также восстановлением исторического авангарда, его изучением и разработкой теории.
5. Желание объединить все возможные силы для поднятия Атлантиды Авангарда и развития авангардистских устремлений сегодняшнего дня.
6. Наличие новых тенденций — так называемой экспериментальной поэзии. Развитие звуковых и визуальных форм поэзии.
Сотрудничая с ветеранами неоавангарда и совсем молодыми авторами, многие из которых были его студентами, С. Бирюков пришёл к идее создания гипертекста во времени: работе с текстами разных лет XX в., обращению к другим векам и создание собственных текстов. Ряд таких переплетений С. Бирюков объединил в книгах «Зевгма» (1994), «Поэзия русского авангарда» (2001), «Року укор» (2003), а также в русско-немецкой антологии современной поэзии «Диапазон» (2005) и «Альманахе Академии Зауми» (2007). Первая книга объединила в себе принципы антологии, сборника теоретических эссе и диалогов, словаря, библиографического справочника, учебника. Вторая книга была построена в виде театрального действия. Третья книга расширяла, корректировала и существенно дополняла первую. Четвёртая показывала грани современного поиска в традиционном русско-немецком контексте. Пятая подводила некоторые итоги и расширяла международный контекст (в «Альманахе» участвовали авторы из Бельгии, Болгарии, Германии, Дании, Молдавии, Украины, Чили).
Таким образом, можно определить ведущее направление старшего поколения неоавангардистов: это расширение художественного пространства. Визуализация, эксперименты со звуком (саунд-поэзия), возрождение заумной поэзии, рукописных книг, представление поэтического на публике, осознание тела как поэтического объекта (поэтический перформанс). В дополнение к этому некоторые авангардисты занимаются просветительством — изданием архивных материалов раннего авангарда, переизданием книг, пишут популяризаторские статьи и научные исследования и т.д.
Академия Зауми неоднократно выступала инициатором самых разных акций, соединяя академизм с акционизмом в духе футуризма и дада. Так, в 1990-х гг. Академия Зауми совместно с кафедрой русского языка Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина провела серию международных научных конференций, включающих поэтические акции авангардного направления. Серия публикаций Академии Зауми состоялась в сборниках материалов конференций, а также в журналах «Кредо», «Волга», «Новое литературное обозрение». В те же годы ряд членов Академии Зауми принимали участие в различных международных конференциях и фестивалях в Польше, Финляндии, Канаде, России. Особенно активно шло взаимодействие тамбовских и петербургских авангардистов — несколько совместных акций прошло на сценах Москвы и Петербурга.
В 2003 г. члены Академии Зауми А. Альчук, Н. Фатеева и С. Бирюков организовали в Москве, в Институте русского языка, конференцию-фестиваль с участием ведущих авангардных поэтов и исследователей современного и исторического авангарда. Это было наиболее крупное и яркое событие, завершившееся выпуском объёмного тома исследований и поэтических текстов.
В 2004 г. на Берлинском поэтическом фестивале состоялась историческая встреча одного из основателей немецкой конкретной поэзии Ойгена Гомрингера с немецкими и русскими современными экспериментальными поэтами. В вечере, названном по заглавию книги С. Бирюкова «Ja ja, Da da...», наряду с О. Гомрингером и С. Бирюковым участвовал Хартмут Андручюк, Фридрих Блок, Валерий Шерстяной, Дмитрий Булатов.
В 2005 г. в Амстердаме под редакцией С. Бирюкова вышел специальный выпуск известного международного славистского журанала «Russian Literature», полностью посвященный современному русскому авангарду.
Продолжая расширять международное сотрудничество, С. Бирюков в 2005 г. на поэтическом фестивале в Македонии вместе со своими коллегами образовал группу звуковых поэтов «ДАстругистенДА» в составе: Питер Во (Англия/Австрия), Филип Меерсман (Бельгия), Сергей Бирюков (Россия/Германия). Эта группа действует до сих пор, принимая участие в различных фестивалях и акциях, представляя записи перформансов в Интернете. В частности, группа была в 2009 г. специальным гостем на первом Европейском фестивале Slam-poetry в Берлине.
Начиная с 2008 г. Академия Зауми инициировала и проводит акции в честь 100-летия мирового авангардного движения. Такие представления прошли в разных городах Европы и Японии. Помимо этого, в Москве были организованы несколько фестивалей комбинаторной и авангардной поэзии, а также звуковой поэзии ( куратор — член Академии Зауми Евгений Харитонов).
Все эти действия в значительной мере активизировали авангардный сегмент современной поэзии. Возникла необходимость нового издания, которое могло бы представлять наиболее радикальные поэтические поиски. И такое издание — Интернет-журнал «Другое полушарие» — было инициировано в Москве поэтом Е. Харитоновым. Журнал представляет в основном поэзию, а также своеобразную «другую» драматургию, публикует поэтологические материалы. Поэзия здесь представлена во всех проявлениях: вербальном, визуальном, звуковом.
В Тамбове при Академии Зауми действует литературная студия «A3», в которой сформировались интересные поэты и прозаики. В частности, получившие российскую известность Елена Борода (Владимирова), Елена Часовских, Алексей Шепелев, Александр Федулов, Владимир Мальков, Сергей Левин.
Студия «A3», как и сама Академия Зауми, всё время своего существования тесно сотрудничает с Тамбовской областной универсальной научной библиотекой имени А. С. Пушкина.
Литература
Альманах Академии Зауми [Текст] / гл. ред. С. Бирюков. – [Б. м. : б. и.], 2007. – 160 с. ; Бирюков, С. Авангард: модули и векторы [Текст] / Сергей Бирюков. – Москва: Вест-Консалтинг, 2006. – 336 с; Бирюков, С. Е. Звучарь [Текст] / Сергей Бирюков. – New York : Chlen$kiy Publishing, 2004. – [58] с. – (Библиотека Членского Журнала ; кн. № 9) ; Бирюков, С. Е. Зевгма: русская поэзия от маньеризма до постмодернизма [Текст] : пособие для учащихся / С. Е. Бирюков. – Москва : Наука, 1994. – 285 с. : ил. ; Бирюков, С. Е. Муза зауми [Текст] : [стихи] / Сергей Бирюков. – Тамбов : Пролетар. светоч, 1991. – 30 с. ; Бирюков, С. Осип Мандельштам в Тамбове [Текст] / Сергей Бирюков // Тамб. жизнь. – 2009. – 3 февр. – С. 4 : фот. ; Бирюков, С. Е. ПОЕSIS ПОЭЗИС POESIS [Текст] : стихи, композиции, визуалы, серийная техника : [кн. стихотворений] / Сергей Бирюков. – Москва : Центр соврем. лит., 2009. – 187 с. : фот. – (Русский Гулливер) ; Бирюков, С. Е. Поэзия русского авангарда / С. Е. Бирюков. – Москва : Изд-во Руслана Элинина, 2001. – 285 с. ; Бирюков, С. Е. Пространство русской поэзии [Текст] : беседу с поэтом, литературоведом С. Е. Бирюковым / вела Екатерина Лебедева] // Тамб. жизнь. – 2011. – 1 июня. – С. 11 : фот. ; Бирюков, С. Е. Року укор: поэт, начала [Текст] / Сергей Бирюков ; [Рос. гос. гуманитар, ун-т]. – Москва : РГГУ, 2003. – 509 с. : ил. ; Бирюков, С. Е. Теория и практика русского поэтического авангарда / С. Е. Бирюков ; Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. – Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1998. – 187 с. : ил. ; Диапазон [Текст] = Diapason : антол. соврем. нем. и рус. поэзии / Ун-т Натальи Нестеровой ; ред.: Е. Пахомова [и др.]. – Москва : Ун-т Н. Нестеровой, 2005. – 419 с. ; Заседание студии «A3» [Электронный ресурс] // ТОГБУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина» : офиц., некоммер. сайт. – Тамбов, 2005 – . – (Галереи). – Электрон. данные. – Режим доступа : http://www.tambovlib.ru/, свободный. – Загл. с экрана. – Просм. 13.08.2014 ; Заумь [Электронный ресурс] // Википедия : свобод, энцикл. : офиц., некоммер. сайт. – Россия, 2001 – . – (Статьи). – Электрон. данные. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/, свободный. – Загл. с экрана. – Проcм. 20.08.2014 ; Точка зрения. Визуальная поэзия: 90-е годы [Текст] / сост. Д. Булатов. – Калининград : Симплиций, 1998. – 600 с. ; Шмидт, Э. «Авангард есть авангард»? К вопросу о современном литературном авангарде [Текст] / Энрика Шмидт // Канадско-американские исследования по славистике. – 2002. – № 4. – С. 377–390 ; Homo sonoras [Текст] : Междунар. антол. саунд-поэзии [Текст] / сост. Д. Булатов. – Калининград: Калининград, фил. ГЦСИ, 2001. – 440 с. ; Russian Literature, LVII-III/IV, 2005. Special issue Contemporary Russian Avant-Garde [Текст] / Sergej Birjukov // Russian Literature. – Amsteradam, 2005. – № 57–3/4. – P. 292–315 ; Schmidt, H. Poetische Grundlagenforschung. Die Poesie des russischen Dichters Sergej Birjukov [Текст] / Henrike Schmidt // Birjukov, S. Ja ja, Da da oder Die Abschaffung des Artikels / Sergej Birjukov – Leipzig, 2004. – S. 114–129.
Автор статьи:
Терехов И. В.