Основан Мичуринский локомотиворемонтный завод (ныне ОАО «Мичуринский локомотиворемонтный завод» («Милорем»).Жизнь Мичуринского локомотиворемонтного завода, которому в 1991 г. исполняется 125 лет, тесно связана с жизнью страны. Во 2-й половине XIX столетия в России развивается сеть железных дорог, на территории губернии началось строительство железнодорожной линии, соединяющей Москву с густонаселенными губерниями земледельческого центра. В Козлове, который стал крупным железнодорожным узлом, в 1866 г. возникли мастерские, где ремонтировался подвижной состав этой дороги. Большинство работ производилось вручную, труд был тяжелым, но не было, наверное, в истории развития отечественного железнодорожного транспорта типа паровоза, которого не коснулись бы руки мичуринских ремонтников.
Подлинный расцвет завода начинается после Октября.
В 1921 г. предприятие отремонтировало 50 паровозов для Московско-Рязанской железной дороги.
В 1930–1931 г. мастерская реорганизована в паровозоремонтный завод, в 1930 г. выпущено из ремонта 410 паровозов.
В 1936 г. заводские умельцы выполнили уникальный заказ — изготовили для Всемирной промышленной выставки в Нью-Йорке действующий макет локомотива в одну десятую часть натуральной величины.
Накануне Отечественной войны ПРЗ был самым значительным предприятием города, на нем работало более 3 тысяч рабочих и служащих. Во время войны паровозоремонтники стали выпускать продукцию для фронта, более 1300 человек ушли на фронт. В 60-е годы началось приспособление завода под ремонт локомотивов новой модификации. Процесс был трудным. Была проведена реконструкция механического цеха, бывший паровозосборочный цех приспособлен под ремонт электрических машин, построено аккумуляторное отделение и другие производственные участки. Более половины нового технологического оборудования изготовлено силами коллектива завода. На старых площадях в 1976 г. было выпущено из ремонта 91 тепловоз. С 1978 г., после реконструкции, завод наращивает темпы работ: в 1978 г. отремонтировано 310, в 1979 – 460, в 1980 – 550 тепловозов. Завод стал локомотиворемонтным (ЛРЗ). Вышедшие из ремонта локомотивы используются на многих магистралях Центра, Поволжья, Урала, Западной Сибири, Средней Азии, Казахстана.
Велики производственные связи завода. Из Донбасса, Подмосковья и Кемеровской области поступает уголь, из Днепропетровска, Липецка и городов Урала – чугун, сталь поставляется из Магнитогорска, Горловки, трубы дает Ижорский завод.
Завод решает и социальные проблемы: интенсивно ведется строительство жилья, предприятие имеет свой клуб, библиотеку, поликлинику, спортивный зал. Отдельные участки завода перешли на новый метод хозяйствования – хозрасчет.
ЛИТЕРАТУРА
Литература
Мичуринский локомотиворемонтный завод [Текст] // Тамбовские даты, 2006 год. – Тамбов, 2005. – С. 30–31 ; Производственный кооператив Мичуринский локомотиворемонтный завод «Милорем» [Текст] // Промышленность Тамбовской области. – Тамбов, 2008. – С. 76–77 : фот.Кострикин В., Коробов В. Город старый, город новый. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1987. – 142 с.
С. 27–29; 42–43 (О з-де имени Калинина).
Сомов Г. А. Мичуринские микроны // Сомов Г. А. По обе стороны Цны. – М.: Сов. Россия, 1984. – С. 129–152.
Белоусова А. Новь старого завода // Тамб. правда. – 1986, 10 апр.
Белоусова А. Старейший и вечно молодой // Мичур. правда. – 1985. – 17 окт.
Аршанский В. Труженики, продолжатели, творцы: Рассказ о делах и людях Мичуринского ЛРЗ // Тамб. правда. – 1987. – 7 нояб.
Солнцев А. В условиях хозрасчета: для себя и на экспорт. // Тамб. правда. – 1989. – 1 мая.