Тамбовские даты

ТОГБУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина»

Еписком Тамбовского святителя Питирим

В 2014 г. исполняется 100 лет со времени прославления святителя Питирима, когда Бог, «дивный во святых Своих», явил миру нового угодника через многочисленные случаи чудесного исцеления на месте его погребения в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Тамбова. Епископ Питирим родился в Вязьме (ныне Смоленская область) в 1645 г. На Тамбовскую кафедру его назначил Патриарх Иоаким в 1685 г. — через три года после образования Тамбовской епархии (1682). Скончался святитель в 1698 г. и был похоронен в Никольском приделе недостроенного Спасо-Преображенского собора, начало которому он положил в 1694 г. Молитвы на месте погребения епископа Питирима совершались со дня его кончины. Жители Тамбовской губернии хорошо помнили его жертвенные труды по обустройству епархии, созиданию духовно-нравственной жизни, возведению храмов, устроению обителей. Тепло и любовь народа к своему архипастырю не ослабевали никогда. В конце XVIII—начале XIX в. на гробнице в Спасо-Преображенском соборе начали совершаться чудеса исцелений. В 1832 г. по благословению епископа Тамбовского и Шацкого Арсения (Москвина) в соборе появилась особая книга под названием «Описание чудес святителя Питирима, второго епископа Тамбовского», куда духовенство записывало чудеса, совершавшиеся у гроба. Несомненно, до Преосвященного Арсения доходили рассказы о почитании святителя благочестивым народом и о случаях его благодатной помощи. Именно поэтому епископ Арсений распорядился фиксировать все сведения, указывающие на святость епископа Питирима, что придавало чудесам церковный авторитет и способствовало их широкой известности. В первой части книги «Описание чудес ...», которая охватывает период с 1832 по 1867 гг., собраны сведения о 148 чудесах. Каждый день, а иногда и по несколько раз в день, на гробнице епископа служились заказные панихиды. Страждущие получали исцеления от болезней порой в безнадёжных случаях. К святителю Питириму обращались жители не только Тамбовской губернии. По его молитвам получали исцеление жители городов и сёл, расположенных за сотни верст от Тамбова. Иногда к святителю обращались и представители других христианских конфессий. Протестант Михаил Ранг, «наслышавшись от многих о чудесных исцелениях», происходящих у гроба святителя, обратился к нему с молитвой исцелить тяжело болящего трёхлетнего сына, после чего его сын выздоровел. «Описание чудес ...» показывает, что люди прибегали к молитвенной помощи святителя Питирима тогда, когда уже никакие медицинские средства и усилия врачей не помогали. Получившие исцеление сообщали об этом соборным клирикам и тем самым содействовали распространению почитания и прославлению угодника Божия. В XIX в. в Тамбовской губернии начали писать портреты святителя Питирима. Их можно было приобрести в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Тамбова. В 1857 г. монахиня девичьего монастыря Смоленской губернии «отправилась из Тамбова в свой монастырь, позаботившись предварительно отыскать для себя портрет исцелившего её угодника Божия Питирима». Это является свидетельством почитания святителя ещё до его причисления к лику святых. Во второй половине XIX в. благодетели наиболее активно стали украшать место упокоения святителя в соборе. В 1876 г. на деньги неизвестных жертвователей была изготовлена новая деревянная гробница, покрытая серебряной вызолоченной доской и украшенная разноцветной эмалью и выпуклым изображением епископа Питирима. Один из жизнеописателей святителя, Н. Молчанов, сообщает о важном событии, произошедшем при епископе Тамбовском и Шацком Палладии (Ганкевиче). Он пишет, что «осенью 1882 г. над гробницею святителя Питирима в нижнем соборе поставлен величественный и красивый хрустальный балдахин. Последний явился как плод усердия и благоговения к святителю жившей в Тамбове госпожи Панкевич». На саму гробницу в это время положили дорогой покров, крест, Евангелие и зашитую в церковную пелену мантию святителя, которую стали часто носить по домам горожан и возлагать на больных. Рядом с гробницей у южной стены собора в особом киоте под стеклом хранили его фелонь. К 1898 г. в книге «Описание чудес ...» было записано 240 случаев помощи по молитвам святителя. Как свидетельствуют «Тамбовские епархиальные ведомости», к концу XIX в. в Спасо-Преображенском кафедральном соборе сложился определённый порядок празднования дня памяти святителя Питирима. Особенно торжественно отмечалась память святителя Питирима в 1898 г., когда исполнилось 200 лет со дня его кончины. За год до этого соборное духовенство обратилось к епископу Тамбовскому и Шацкому Александру (Богданову) с прошением ходатайствовать перед Святейшим Синодом о торжественном проведении указанного юбилея. К прошению приложили подробный церемониал празднования 200-летия. 18 мая (31 мая по н. ст.) 1898 г. последовал указ Святейшего Синода за № 2546, разрешавший совершить молитвенное чествование святителя Питирима. На торжественные богослужения верующие прибыли со всей Тамбовской епархии, так что в соборе не хватило места и люди молились на соборной площади. Некоторые «оставались у собора на всю ночь, расположившись здесь на ночное отдохновение или в приготовленном для поминальной трапезы шатре, или просто на голой земле в ограде собора и близ колокольни». 1898 г. стал своеобразной репетицией торжеств, которые состоялись через 16 лет при канонизации святителя, и именно этот год можно считать началом активной подготовки к прославлению в лике святых епископа Питирима. 1 ноября (14 ноября по н. ст.) 1911 г. в Спасо-Преображенском кафедральном соборе было устроено всенародное моление и заупокойная литургия по святителю Питириму. Жители города просили архиепископа Тамбовского и Шацкого Кирилла (Смирнова) ходатайствовать перед Святейшим Синодом о причислении святителя Питирима к лику святых Русской Православной Церкви. Ходатайство было поддержано архиепископом Кириллом — истинным почитателем святителя, городской управой и управами других городов Тамбовской губернии. Можно предположить, что определённую роль в деле прославления святителя сыграл и тот факт, что во время участия в сессии Святейшего Синода 28 февраля (10 марта по н. ст.) 1912 г. архиепископ Кирилл был представлен императору Николаю II и лично мог высказать ему намерение о прославлении святителя Питирима. Святейший Синод удовлетворил ходатайство архиепископа Кирилла и принял решение об организации специальной комиссии для исследования чудес по молитвам к святителю Питириму. Комиссия под председательством архиепископа Кирилла приступила к работе 27 июня (10 июля) 1912 г. В её состав вошли представители духовенства, полицейские чины, члены городской управы и представители приходов. Комиссия исследовала 52 случая исцелений, из них 34 случая выздоровления признаны «полученными через молитвы и заступление угодника и святителя Божия Питирима». 14 января (27 января по н. ст.) 1913 г. комиссия завершила работу и предоставила протоколы заседаний на рассмотрение Святейшего Синода. 13 июня (27 июня по н. ст.) 1913 г. последовал доклад Синода императору Николаю II о признании в лике святых «почившего Питирима епископа Тамбовского», о торжественном прославлении его 28 июля (10 августа по н. ст.) 1914 г., о составлении ему особой службы и о всенародном объявлении об этом событии. Изучив доклад, император написал на нём такую резолюцию: «Согласен. Прочёл с чувством истинной радости и умиления. 28 июня (11 июля по н. ст.) 1913 г.». 18 июля (31 июля по н. ст.) 1913 г. последовал указ императора за № 11257 о том, что «почившего Питирима, епископа Тамбовского, признать в лике святых благодатию Божиею прославленных, оставив всечестные останки его под спудом, на месте их упокоения». Святейшим Синодом указ был направлен архиепископу Тамбовскому и Шацкому Кириллу (Смирнову). 25 января (7 февраля по н. ст.) 1914 г. в «Тамбовских епархиальных ведомостях» опубликовали «Деяние Святейшего Синода», в котором, в частности, говорилось: «Во блаженной памяти почившего Питирима, епископа Тамбовского причислить в лике святых благодатию Божиею прославленных, оставив честные останки его под спудом на месте упокоения». Святейший Синод установил дату торжественного прославления — 28 июля 1914 г. по ст. ст. (10 августа по н. ст.). Спустя четыре месяца после этого, 12 мая (25 мая по н. ст.) 1914 г., на имя архиепископа Кирилла поступил указ императора из Святейшего Синода «о разрешении при предстоящем прославлении святителя Питирима Тамбовского чудотворца, изнести из земли честные его останки и положить их в особый гроб и раку, для благоговейного поклонения верующих». Получив из Святейшего Синода указ императора, архиепископ Кирилл через «Тамбовские епархиальные ведомости» обратился с призывом включиться в подготовку предстоящих торжеств. Начался сбор средств, в котором приняли участие все сословия губернии. В короткий срок было собрано свыше 16 тыс. рублей. Активное участие во всех вопросах, связанных с прославлением святителя, приняла Александра Николаевна Нарышкина, ставшая ближайшей помощницей архиепископа Кирилла в деле подготовки к торжествам. Она лично пожертвовала свыше 10 тыс. рублей. Щедрые пожертвования поступили и от членов императорской фамилии. Ко дню прославления составили два акафиста святителю Питириму. Автором одного из них являлся протоиерей Василий Петрович Тигров, другой написал тамбовский поэт Иван Андреевич Аносов. Комиссия по подготовке торжеств одобрила акафист, составленный протоиереем Василием Тигровым, который и в настоящее время используется за общественными богослужениями в храмах и в келейных молитвах. Акафист, написанный И. А. Аносовым, в 1916 г. был опубликован в «Богословском вестнике». Этот труд высоко оценили ректор Московской духовной академии архимандрит Феодор (Поздеевский) и редактор «Богословского вестника» священник Павел Флоренский. Программа торжеств предполагала, что из всех уездных городов губернии в Тамбов направятся крестные ходы. 21 июня (4 июля по н. ст.) 1914 г. порядок их проведения был утверждён архиепископом Кириллом и опубликован в «Тамбовских епархиальных ведомостях». Однако в связи с войной и начавшейся 20 июля (2 августа по н. ст.) мобилизацией почти все крестные ходы пришлось отменить, и 9 августа (22 августа по н. ст.) 1914 г. разрешили провести только один из них — из села Станичная Слобода Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. 29 июня (12 июля по н. ст.) 1914 г. император утвердил одобренный Святейшим Синодом «Чин церковных торжеств по случаю прославления Тамбовского святителя Питирима 25–29 июля 1914 года» с предоставлением «имеющему совершать торжественное прославление святителя» первенствующему члену Святейшего Синода митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру (Богоявленскому) «права делать в сем чине изменения». Основным местом проведения торжеств был избран Спасо-Преображенский кафедральный собор Тамбова. В ходе подготовки к прославлению собор претерпел значительную реконструкцию и сильно преобразился. Со стороны западного входа по всей ширине собора выполнили пристройку, в которой разместили лестничные марши. В соборе обновили художественные росписи, а пристройку расписали сюжетами из жизни святителя Питирима. Площадь перед собором была заасфальтирована и приобрела праздничный вид. На её северо-восточной стороне соорудили временный открытый деревянный шатровый храм, где совершались богослужения для многочисленных паломников, которым не хватило места в соборе. На пожертвования А. Н. Нарышкиной для всего духовенства, участвовавшего в торжественных богослужениях, пошили новые праздничные облачения. Ко времени прославления издали план Тамбова с обозначением платных квартир, зданий и помещений бесплатного размещения паломников, медицинских пунктов, больниц и др. Архиепископ Кирилл предложил организовать большой мужской хор, состоящий из духовенства епархии, который должен был исполнить песнопения Всенощного бдения, Литургии, панихиды и парастаса знаменным распевом. Регент Михаил Степанович Покровский специально к торжествам составил партитуры и создал хор из 160 священников, диаконов и псаломщиков. Своим замечательным пением этот большой хор украсил праздничные богослужения. На торжества в Тамбов прибыли несколько архипастырей, уроженцев Тамбовской губернии: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Богоявленский); епископ Черниговский и Нежинский Василий (Богоявленский); епископ Уральский Тихон (Оболенский), викарий Самарской епархии; епископ Михайловский Амвросий (Смирнов), викарий Пензенской епархии; епископ Гомельский Варлаам (Ряшенцев), викарий Могилевской епархии. В торжествах участвовали настоятели монастырей Тамбовской епархии: настоятель Саровской пустыни игумен Иерофей, настоятель Вышенского монастыря архимандрит Ипатий, настоятель Трегуляевского Иоанно-Предтеченского монастыря архимандрит Иринарх и другие настоятели. В богослужениях принимали участие все настоятели храмов Тамбова, много архимандритов, игуменов, иеромонахов, протоиереев и священников из других епархий, причем некоторые из них прибыли с хоругвеносцами, одетыми в тёмно-синие кафтаны с золотыми галунами, принеся в дар собору ценные хоругви. Всего в торжествах прославления приняло участие несколько десятков тысяч человек. Перед самыми торжествами на гробнице святителя Питирима ежедневно совершались Всенощные бдения, Литургии и панихиды при участии множества народа. Торжества начались 27 июля (9 августа по н. ст.) 1914 г. совершением заупокойной Всенощной, за которой были помянуты родители святителя Питирима, его сестра Екатерина — игумения Вознесенского женского монастыря Тамбова, Патриарх Иоаким, а также последний раз был помянут об упокоении епископ Питирим. На всех богослужениях молилось большое количество духовенства и тысячи паломников, прибывших с городов и весей Тамбовской и соседних губерний. После Литургии в нижнем Благовещенском храме Спасо-Преображенского собора архиепископом Кириллом был совершён торжественный крестный ход к колодцу святителя Питирима на берегу реки Цны, где при большом стечении богомольцев он освятил воздвигнутую к торжествам кованую часовню. После возглашения уставных многолетий крестный ход под колокольный звон возвратился в собор по набережной реки Цны и по Питиримовской улице, которая получила свое название в честь святителя Питирима согласно решению Тамбовской городской Думы. Завершающим событием торжеств прославления святителя Питирима стало посещение Тамбова царской семьёй. Состоялось оно 7 декабря (20 декабря по н. ст.) 1914 г. Уже шла война, император Николай II возвращался с Кавказа, Императрица Александра Фёдоровна вместе с дочерьми Ольгой и Татьяной выехали ему навстречу. В Тамбове члены императорской фамилии побывали в Спасо-Преображенском кафедральном соборе, приложились к мощам святителя, посетили Питиримовский колодец за собором, где «испили воды, почерпнутой из колодца в присутствии Их Величеств священником В. Кудряшовым особо приготовленным серебряным ведром». Вскоре после торжеств над честными мощами святителя Питирима в Спасо-Преображенском кафедральном соборе соорудили мраморную сень с золотым навершием, по углам которой изображены ангелы со скрещенными рипидами. Сень установили у первой к иконостасу колонны, отделявшей центральный неф от южного Никольского придела. Мощи установили под сенью, и отныне каждый мог поклониться новому святому Церкви Русской. Прославление в лике святых святителя Питирима в 1914 г. стало торжеством Православия, событием огромного духовного и культурного значения для Тамбовского края. И в настоящее время святитель совершает чудеса. Его благодатную помощь получают множество тамбовчан и паломников, которые со всех сторон притекают в Спасо-Преображенский кафедральный собор Тамбова и молятся у его цельбоносных мощей.

Литература

Лит.: Феодосий, митрополит. «В лике святых благодатию Божиею прославленных...» [Текст] / митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий // Тамб. жизнь. – 2013. – 2 авг. – С. 3 : фот.

Автор статьи: Якушов Д. С.

Причисление святителя Питирима к сонму святых Русской Православной Церкви

10 августа 1914 года

Категория

Место

Род деятельности

Ближайшие юбилеи

2029 год — 115 лет 2034 год — 120 лет