Тамбовские даты

ТОГБУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина»

Казанский мужской монастырь

 Казанский мужской монастырь основан в XVII в. старцем Иосифом с южной стороны Тамбовской крепости. В первой половине XVIII в. монастырь был бедным и во всём терпел нужду. Однако, несмотря на трудные условия, продолжал действовать, являясь одним из духовных центров Тамбовской земли. Назначенный в 1758 г. на Тамбовскую кафедру епископ Пахомий (Симанский, 1758–1766 гг.), прибыв в пределы епархии, поселился в Казанском мужском монастыре, который сделал своей резиденцией. С этого времени и до 1918 г. обитель была местом пребывания тамбовских архипастырей. Епископ Пахомий построил на территории монастыря двухэтажный деревянный архиерейский дом и два флигеля. В первой половине XVIII в. архиерейский дом представлял собой «церковно-административное учреждение, посредством которого архиерей осуществлял свою власть над подведомственным ему духовенством, вершил суд над клириками и населением, принадлежащих архиерейскому дому вотчин». Епископом Пахомием было положено начало проведению крестного хода на Пасху «вокруг Казанского монастыря». Благочестивая традиция проведения крестного хода вокруг Казанского монастыря сохранялась до закрытия обители.

«Каменные здания в монастыре начал возводить Преосвященный Феодосий (Голосницкий)», управлявший Тамбовской епархией с 1766 по 1786 гг. Об этом сообщает в своём историко-статистическом 176 177 описании Тамбовской епархии в 1911 г. А. Андриевский. Ко времени вступления на Тамбовскую кафедру (1788–1811 гг.) епископа Феофила (Раева) все деревянные постройки обители, в том числе Архиерей ский дом, пришли в в ветхость. Преосвященный Феофил продолжил благоустройство и привёл её в благолепие. В 1795 г. перелиты были все колокола. Вокруг монастыря протягивалась каменная ограда, поддерживаемая в приличных местах красивыми каменными 8 башнями. Ограда не была ещё окончена, а епископ Феофил воздвигал уже среди монастыря два храма, Казанский и Предтеченский, и колокольню, с главными вратами. При епископе Феофиле также возвели каменные келейные корпуса, здание духовной консистории и хозяйственные по стройки. Таким образом, именно в это время в основном был создал тот архитектурный ансамбль монастыря, который запечатлен на со хранившихся фотографиях середины ХIХ в.

 Казанский монастырь был духовным и административным цен тром епархии, где принимались важные для епархии решения. В нём чаще всего архипастыри совершали богослужения. Обитель являлась существенной составляющей жизни губернского центра, поскольку в ней проживали архиереи и находилась духовная консистория, члены которой поддерживали отношения с чиновниками городских учреж дений и контор. Монастырь располагался в самом центре города, что было очень удобно для богомольцев.По инициативе святителя Феофана Затворника (1859–1863 гг.) в монастыре открыли одну из первых книжных лавок в Тамбове, в которой реализовывались книги духовно нравственного содержания.

 При епископе Палладии в 1875 г. в Архиерейском доме открылось Тамбовское Казанское Богородичное миссионерское братство (с 1903 г. Серафимовское), имевшее целью своей деятельности «содействовать привлечению к Православной Церкви разных сектантов и старообрядцев, препятствовать духовными мерами распространению их в среде православного населения, удерживая последнее от совращений, со действовать духовно-нравственному образованию новообращённых и возвышению народной религиозной нравственности». Почётными председателями братства являлись управляющие Тамбовской епархией. Пребывание братства в монастыре способствовало превращению его в центр миссионерской работы. Отделения братства были открыты почти в каждом уездном городе губернии. Оно имело свою типографию, которая массовыми тиражами печатала просветительскую литературу. Братство вело активную работу среди сектантов и раскольников, и достигло на этом поприще значительных успехов. Деятельность братства продолжалась до 1918 г.

 Казанская обитель не отличалась многочисленностью насельников. В 1917 г. в ней проживало 11 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 10 монахов и 20 послушников. Они сослужили епископу, выполняли его пору чения, совершали богослужения по установленным чредам в храмах обители. Экономы Архиерейского дома иногда избирались настояте лями других монастырей епархии. Ярким примером таких назначений стали игумен Тихон (Цыпляковский), воспитанник Архиерейского дома и настоятель Лебедянского Троицкого и Санаксарского монастырей, а также архимандрит Аркадий (Честонов), настоятель Вышенской Успенской пустыни, преобразивший жизнь обители и обеспечивший её расцвет на многие годы.

С Казанским монастырем связано важное событие в биографии преподобного Серафима Саровского. В монастыре он был рукоположен в сан иеромонаха. Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский в нём пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. В годы управления Тамбовской кафедрой в обители проживали такие известные святители и выдающиеся архипастыри Русской Православной Церкви как митрополит Московский Макарий (Булгаков), святитель Феофан Затворник Вышенский, священномученик митрополит Кирилл (Смирнов).

 Монастырь славился своим знаменитым некрополем, где нашли упокоение известные граждане Тамбовского края: Воейковы, Вышеславцевы, Нарышкины, Бибиковы, Чичерины, врач Э. Икавитц и многие другие.

 В 1918 г. по распоряжению советской власти монастырь прекратил своё существование. Монахов выселили, уникальный монастырский некрополь, где покоились почётные граждане города Тамбова, сравняли с землей. В стенах монастыря разместилась губернская ЧК (с 1922 г. − ОГПУ). В 1926 г. в храмах и одном из корпусов разместилась конвойная команда и сотрудники ОГПУ. В подвалах Ар хиерейского дома, подклети Казанского собора и малозаметных по стройках нижней террасы монастыря производились допросы, пытки и расстрелы. Территория монастыря полита кровью мучеников. Есть план с целью увековечивания памяти всех невинно убиенных в годы репрессий и гонений на Русскую Православную Церковь на территории Казанского мужского монастыря на границе верхней и нижней террас воздвигнуть Храм-памятник на крови в честь «Всех святых».

 К концу 20-х годов XX века храмы и здания монастыря пришли в запустение. Часть корпусов городские власти решили передать под детский дом № 5 и для размещения Губархива. В 1928 г. Горсовет по становил закрепить монастырь за Военведом, а сотрудников ОГПУ выселить. На просьбу о ремонте зданий Горсовет ответил, что «ходатайство об отпуске средств на приведение всех зданий бывшего Казанского монастыря отклонить за неимением средств».

В 1930-х г. советская власть продолжила варварское разрушение главной обители города Тамбова. Была полностью разрушена каменная монастырская стена с угловыми башнями, взорвана самая высокая колокольня города, снесена часть корпусов в верхней части монастыря. На нижней террасе обители были уничтожены все хозяйственные постройки, складские помещения, монастырская пристань и «иордань», где в праздник Крещения освящалась вода в реке Цна. На фундаменте взорванной колокольни в 1930-х гг. построили среднюю школу № 32. Для кладки стен использовали камни и кирпичи разрушенной колокольни.

 После Великой Отечественной войны в Казанском соборе мона стыря разместилось одно из отделений областного архива. Храм был разделён на два этажа железобетонной плитой, его внутреннее пространство было изуродовано лестницей на второй этаж. Сохранившиеся монастырские корпуса и бывшее здание духовной консистории отдали для проживания горожан, Архиерейский дом заняли под учебно-производственные нужды, возвышавшийся над архиерейским домом купол домового храма снесли. Обезглавленный и лишенный кровли Иоанно-Предтеченский храм под воздействием внешней среды стал разрушаться.

 В 1970–1980 гг. уничтожение монастыря продолжилось. Нижняя терраса монастыря была отделена от верхней террасы прогулочной дорожкой и каменным парапетом, что разделило территорию обители не две почти равные части. На всей территории устроили автомобильные стоянки и пешеходные дорожки, оборудовали фонтаны, с разных сторон установили памятники. За счет этого территория Казанского монастыря была практически уничтожена и превращена в прогулочную зону. На месте некрополя построили сараи для жильцов и туалеты общественного пользования. От былого великолепия монастыря не осталось и следа и казалось, что нет надежды на возрождение знаменитой тамбовской обители.

 Однако после торжественного празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. началось постепенное возвращение Русской Православ ной Церкви храмов и монастырей. При архиепископе Евгении (Ждане) (1987–2002 гг.) в период с 1990 по 1992 гг. храмы Казанского монастыря и Архиерейский дом были переданы Тамбовской епархии. Первым дей ствующим храмом на территории обители стал Иоанно-Предтеченский храм. В 2004 г. началось комплексное возрождение обители. В ходе под готовки к 325-летнему юбилею со времени учреждения Тамбовской епархии появилась возможность провести полномасштабные работы по реставрации внешнего и внутреннего убранства Казанского собора монастыря. К началу августа 2007 г. реставрация Казанского собора была полностью завершена и 5 августа 2007 г. епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий совершил его великое освящение.

 После освящения Казанского собора работы по восстановлению целостности монастырского ансамбля были продолжены. Монастырь обрёл великолепие, вместе с ним преобразилась и стала неузнаваемой вся центральная часть города. Колокольня вместе с собой устремила город к небу, горизонтальные линии в панораме города стали чередоваться с вертикальными линиями. Паломники и туристы восхищаются его красотой. 30 августа 2014 г. колокольня была освящена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом во время его Перво святительского визита в Тамбовскую митрополию. Во время освящения Патриарх сказал, что она является подлинным «шедевром» и архитектурным украшением города Тамбова.

 Казанский монастырь продолжает быть домом молитвы и палом ничества тамбовчан, духовно-просветительским центром Тамбов ской епархии, местом отдыха горожан, архитектурным украшением центральной части областного центра. Годы безбожия и лихолетий не смогли его уничтожить. В нём вновь образована монашеская об щина и совершается молитва насельников. Его возрождение в по следние годы – яркое свидетельство особого промышления Божия об этой тамбовской обители и заступничества Матери Божией, под покровом которой совершается её современное преображение. Верю, что эти труды благословляет ангел-хранитель Тамбовской земли святитель Питирим, чьё миссионерское служение достойно продолжают на современном этапе его последователи.

Литература

Горелов, А. А. [О Казанском мужском монастыре] [Текст] / А. А. Горе лов, Ю. К. Щукин // Горелов, А. А. Шли годы… : хронология дат и событий, связанных с городом Тамбовом за период с 1636 по 1918 / А. А. Горелов, Ю. К. Щукин. – Тамбов, 2002. – С. 11, 29, 32, 40, 44–48, 69–70, 73, 102, 120, 135, 137– 138 ; Казанский мужской монастырь г. Тамбов [Текст] // Храмы Тамбовской епархии : фотоальбом. – Тамбов, 2005. – С. 22–27 : фот. ; [История монастыря] [Электронный ресурс] // Казанский мужской монастырь г. Там бова : офиц., некоммер. сайт. − Тамбов, 2016− . − (История). − Электрон. данные. − Режим доступа : http://kazanskiy-tmb.pravorg.ru/, свободный. − Загл. с экрана. – Яз. рус. − Просм. 03.11.2016 ; Кученкова, В. Казанский монастырь [Текст] // Кученкова, В. Тамбовские православные храмы / В. Кученкова. – Тамбов, 1992. – С. 99–110 ; Лёвин, О. Ю. Казанский Богородицкий мужской монастырь [Текст] // Тамбовская энциклопедия. – Тамбов, 2004. – С. 221 222 : фот. ; Лёвин, О. Казанский мужской монастырь г. Тамбова в наши дни [Текст] / О. Лёвин // Тамбовские епархиальные ведомости. – 2011. – № 8. – С.  16–19 ; Лёвин, О. Казанский мужской монастырь города Тамбова [Текст] / О. Лёвин // Тамбовские епархиальные ведомости.  – 2011. – № 8. – С. 12–15  ; Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Казанский мужской монастырь города Тамбова [Текст] // Тамбовские Епархиальные ве домости. – 2014. – № 9. – С. 4–9 ; Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Казанском соборе Казанского мужского монастыря города Тамбова [Текст] // Тамбовские Епархиальные ведомости. – 2014. – № 9. – С. 31–32 ; 330 лет со времени основания Казанского мужского монастыря [Текст] // Тамбовские даты, 1997 г. : рек. указ. лит. − Тамбов, 1997. − С. 12 ; Феодосий, митрополит Тамбовский и Рассказовский Казанский мужской монастырь в городе Тамбове – история основания и современное возрождение [Текст] / митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий // Тамбовские Епархиальные ведомости. – 2016. – № 4. – С. 28–43.

основание

1667 год

Категория

Место

Род деятельности

Ближайшие юбилеи

2027 год — 360 лет 2032 год — 365 лет