Известный в России и за рубежом учёный в области развивающей методики обучения письму как виду речевой деятельности, доктор педагогических наук, профессор ТГУ им. Г. Р. Державина. Родилась 25 марта 1939 г. в Майкопе (Краснодарский край). Окончила Майкопское педагогическое училище, затем — вечернее отделение факультета педагогики и методики начального обучения Грозненского государственного педагогического института (1968), совмещая учёбу с работой в школе. По окончании вуза она получила приглашение работать на кафедре теории и методики начального обучения этого же института.
В 1975 г. Н. Г. Агаркова завершила обучение в аспирантуре Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена. Будучи аспиранткой известного детского психолога А. А. Люблинской, она уже тогда сделала для себя весьма важное открытие: без знания смежных наук (физиологии, психологии, педагогики, лингвистики, кибернетики) нельзя браться за разработку каких бы то ни было методических проблем. Именно знание смежных наук позволило ей разработать впоследствии совершенно новую, развивающую методическую систему обучения детей первоначальному письму и формирования графического навыка как технической основы письменной речи.
В 1975–1977 гг. Н. Г. Агаркова преподавала в Мичуринском государственном педагогическом институте. В 1977 г. её пригласили в Тамбовский государственный педагогический институт (ныне ТГУ им. Г. Р. Державина) возглавить работу по организации нового факультета — педагогики и методики начального обучения. В 1979 г. она возглавила кафедру педагогики и методики начального образования.
Сфера научных интересов Н. Г. Агарковой — проблемы обучения первоначальному письму, формирование графического навыка письма у первоклассников. В рамках научной отрасли она создала принципиально новую, развивающую методику обучения детей. Новизна результатов исследования заключается в том, что впервые было разрешено противоречие между взаимоисключающими тенденциями в методической науке: письмом поэлементным как отрывным и целостно буквенным как безотрывным (связным). Это стало возможным благодаря использованию в исследовании результатов научных достижений смежных наук: физиологии, психологии, лингвистики. Программа Н. Г. Агарковой по письму «Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк» рекомендована Министерством образования РФ как стандарт для начальной школы России и используется в практике начальной школы с 1992 г.
Фундаментальное значение научного исследования Н. Г. Агарковой состоит в разработке новой концепции методики обучения первоначальному письму, учитывающей закономерности формирования не только слухо-артикуляционного, но и зрительного звена письма. Прикладное значение результатов научно-исследовательской деятельности профессора Н. Г. Агарковой заключается в создании учебников, учебно-методических пособий для студентов, учащихся начальных классов и учителей. Ею созданы и успешно используются учебные пособия по письму к азбукам и букварям известных авторов: В. Г. Городецкого, Д. Б. Эльконина, В. В. Репкина, О. В. Джежелей. В настоящее время 15 учебно-методических пособий Н. Г. Агарковой для начальной и высшей школы опубликовано с грифом МО РФ и используется на практике. «Пропись к букварю Д. Б. Эльконина», созданная Н. Г. Агарковой, выдержала на 2003 г. более 10 изданий. Учебник-тетрадь «Письмо» на Всероссийском конкурсе «Искусство книги» (1996) награждён Дипломом II степени.
Профессор Н. Г. Агаркова (1993) — член Международной Ассоциации «Развивающее обучение». Она является научным руководителем лаборатории «Развивающее обучение дошкольников и младших школьников в системе 12-летнего образования» и «Регионального центра исследования проблем воспитания и развивающего обучения дошкольников и младших школьников в системе непрерывного образования».
Как учёному и руководителю Н. Г. Агарковой присущи целеустремленность, настойчивость и профессионализм в подборе кадров, организации учебно-воспитательной работы со студентами, создании материально-технической базы факультета.
Н. Г. Агаркова — один из основателей научной школы в методике развивающего обучения письму и русскому языку в начальной школе. Аспиранты, выполняющие научно-исследовательские работы под ее руководством, успешно защищают кандидатские диссертации. Профессор Н. Г. Агаркова ведёт большую работу по повышению квалификации учителей начальных классов и воспитателей-методистов дошкольных учреждений Тамбова и Тамбовской области (Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования) и Российской Федерации (Российский Центральный институт повышения квалификации работников образования, Москва); является научным консультантом в школах и дошкольных учреждениях Тамбова, Мичуринска, Москвы.
За плодотворный труд в области методики развивающего обучения младших школьников Н. Г. Агарковой присвоено почётное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» (2000). Она награждена Почётной грамотой МОПО РФ (1999), медалью «Ветеран труда»; имеет почётные знаки «Отличник народного просвещения РСФСР», «Победитель социалистического соревнования 1978 года».