Ирина Константиновна Архипова, оперная певица (меццо-сопрано), солист Большого театра, педагог, музыкальный общественный деятель, родилась в Москве в 1925 г. В столице встретились её родители, приехавшие из провинции со стремлением получить высшее образование. Отец, Константин Иванович Ветошкин, происходил из семьи потомственных железнодорожных рабочих, живших в Белоруссии. Упорным трудом достигнув высокой квалификации как инженер-строитель, он реализовал проекты множества мостов, элеваторов, крупнейших электростанций, участвовал в строительстве библиотеки имени В. И. Ленина, Дворца Советов, а также преподавал в московских вузах. При этом профессор Ветошкин играл на нескольких инструментах, любил ходить на концерты и в оперу, а на одном из вечеров в Большом театре встретил Евдокию Ефимовну Галда, свою будущую жену. Она приехала из Воронежской губернии, из семьи, в которой все обладали глубокими и сочными голосами и замечательно пели. В Москве Евдокию Ефимовну приняли в хор Большого театра, но муж не разрешил ей петь на сцене, примой которой через годы станет их дочь. Ирина Ветошкина с детства проявляла незаурядные певческие и исполнительские способности. Во время учёбы в школе она окончила музыкальное училище имени Гнесиных. Её первым педагогом по фортепиано была Ольга Александровна Голубева, а вскоре талантливую девочку перевели к знаменитой пианистке Ольге Фабиановне Гнесиной. Здесь же она начала пробовать себя как вокалистка в хоре училища. Когда началась война, семья была эвакуирована в Узбекистан. В 1943 г. Ирина поступила в перемещённый в Ташкент Московский архитектурный институт. В 1944 г. семья возвратилась в столицу, а в 1946 г. Ирина вернулась в институт. Не потеряв желания заниматься музыкой, она начала посещать вокальный кружок при Московском архитектурном институте у Надежды Матвеевны Малышевой, крупного педагога-практика и педагога-теоретика певческого искусства. «Её рассказы о Шаляпине, уроки по Станиславскому во всём многообразии и сложности, её беспредельная требовательность правды в искусстве, правды чувства, правды интонации — для меня остались школой на всю жизнь», — говорила позже певица. По воспоминаниям Архиповой, именно занятия у Малышевой дали ей знания по технике работы с голосом, умение передать характер, настроение музыкального произведения, побороли страх сцены. Во время учёбы Ирина Константиновна вышла замуж за архитектора Евгения Архипова, в 1947 г. у них родился сын Андрей. Но муж противился её желанию заниматься музыкой, и они вскоре расстались. Будущая певица оставила фамилию Архипова, под которой и стала знаменита. Окончив на «отлично» институт (1948), она начала работу в архитектурно-проектной мастерской. Ею внесён вклад в создание нового комплекса зданий МГУ имени М. В. Ломоносова на Воробьёвых горах, Московского финансового института, жилых домов на Ярославском шоссе. Архитектурные навыки, по словам певицы, пригодились ей в вокальной карьере, в способности объёмно видеть музыкальное произведение, ювелирно относиться к каждой детали. На последнем курсе МАрхИ И. К. Архипова поступила на вечернее отделение Московской консерватории, где она попала в класс сольного пения под чуткое руководство профессора Леонида Филипповича Савранского, что помогло направить её дальнейшую судьбу. Педагог дал ей обширные знания в плане раскрытия образа, достижения артистической свободы. На последнем курсе консерватории И. К. Архипова взяла на работе годовой отпуск и перевелась на очное отделение. Л. Ф. Савранский чутко следил за её профессиональным ростом, был уверен в её оперном будущем. После окончания консерватории (1953) она дважды пробовалась в Большой театр, но не была принята. Первым местом работы И. К. Архиповой в качестве вокалистки стал Свердловский оперный театр, куда она приехала по приглашению директора М. Е. Ганелина. Годы работы в Свердловске (1954–1956) отмечены большим количеством спектаклей, бесценным опытом и раскрытием силы исполнительского мастерства Ирины Константиновны. Новый этап в жизни певицы настал в 1955 г.: И. К. Архипова подала заявку на участие в международном конкурсе вокалистов в рамках V Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Варшаве и заняла первое место и получила золотую медаль. Громкий успех в 1956 г. на гастролях в Ленинграде вернул мысли о Большом театре, куда она уже не пробовалась, а была переведена приказом Министерства культуры СССР. С этой сценой судьба И. К. Архиповой будет связана до 1988 г. Первым выступлением стала партия Кармен в опере Жоржа Бизе совместно с болгарским певцом Любомиром Бодуровым. Именно в образе Кармен запомнили её любители оперы, именно он принёс ей известность в 1959 г., когда в Большом театре состоялся звёздный дебют молодой Архиповой с великим итальянским исполнителем Марио Дель Монако. Он был настолько очарован мастерством певицы, что через некоторое время прислал ей клавир «Кармен» на итальянском языке с надписью «Ирине Архиповой — исключительной партнёрше с искренним восхищением и с самым пламенным пожеланием триумфального утверждения в итальянских театрах», а впоследствии пригласил её спеть в новой постановке этого спектакля в Неаполе и Риме. Во времена холодной войны советских исполнителей не ангажировали на западные сцены, и И. К. Архипова стала первой певицей из СССР, выступившей на родине бельканто. На подготовку к спектаклю отводилось всего 10 дней, но успех был оглушительным. Именно И. К. Архипова проложила путь советским певцам к европейской сцене, а в Москву стали приезжать с гастролями известные оперные театры. К лучшим ролям И. К. Архиповой на московской сцене принадлежат те, что созданы в русских национальных операх: «Хованщина» и «Борис Годунов» М. Мусоргского (партии Марины Мнишек и Марфы), «Царская невеста», «Снегурочка», «Садко» Н. Римского-Корсакова (партии Любаши, Весны, Любавы), «Пиковая дама», «Мазепа», «Орлеанская дева» П. Чайковского (партии Графини, Любови, Иоанны). Интерпретация русских романсов Архиповой, в том числе романсов С. Рахманинова, восхищает лирической тонкостью, проникновенностью исполнения, филигранным кружевом звукописи, необычайно эстетичным чувством меры. И. К. Архипова стала первой исполнительницей на сцене Большого театра партий в операх советских композиторов: Ниловна («Мать» Т. Хренникова), Элен, Клавдия («Война и мир», «Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева), Варвара («Не только любовь» Р. Щедрина), Комиссар («Оптимистическая трагедия» А. Холминова), определив во многом восприятие слушателей этих произведений. Дирижёр, композитор и пианист Евгений Светланов сказал однажды об этом: «Нет такой музыки, которую не спела бы Ирина Архипова». Певица знаменита и уникальна не только благодаря своим титулам и наградам: она одна из единиц русских исполнителей, кто обладал виртуозной техникой бельканто — умением плавно переходить от звука к звуку. Непринуждённость в звукоизвлечении, красивая и насыщенная окраска и выровненность во всех регистрах делали голос Ирины Архиповой настоящим инструментом, которым она умела филигранно управлять. Уникальной особенностью таланта И. К. Архиповой стало и то, что голос её оставался насыщенным и ярким на протяжении всей жизни — у неё необычайно долгая профессиональная карьера: дебютировав достаточно поздно, в 30 лет, она сумела сохранить молодым тембр своего голоса до 80. Музыковеды отмечали свойственное Архиповой глубокое раскрытие образа и продуманность интерпретации, дар сценического перевоплощения. После первого зарубежного выступления на конкурсе в Варшаве И. К. Архипова год за годом покоряла новые мировые сцены. Она пела в Австрии, ГДР, Финляндии, Италии, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Болгарии, США, Японии, Франции, Канаде. В 1967 и 1971 гг. состоялись её выступления в театре «Ла Скала», в 1975 и 1988 гг. — в «Ковент-Гарден», в 1975 г. — в «Гранд-опера». В 1996 г. 71-летняя певица предстала в роли няни Филиппьевны в опере «Евгений Онегин» в «Метрополитен-опера», который восторженно её принял. И. К. Архипова с 1976 г. активно занималась преподавательской деятельностью в Московской консерватории, стараясь передать свои знания начинающим исполнителям. Среди её учеников — лауреаты национальных и международных конкурсов, ведущие солисты оперных театров и филармоний России. Певица проводила мастер-классы в России, Финляндии, США, Польше. В течение ряда лет она была главным вокальным консультантом Большого театра. С 1968 г. И. К. Архипова была неизменным председателем жюри конкурса имени М. И. Глинки, а с 1974 г. — конкурса имени П. И. Чайковского, на которых неустанно искала новые таланты, поддерживала молодые дарования. За время карьеры певица входила в состав экспертов многих престижных конкурсов мира: «Вердиевские голоса», имени Марио Дель Монако (Италия), королевы Елизаветы (Бельгия), имени Марии Каллас (Греция), имени Франсиско Виньянса (Испания), вокальных конкурсов в Париже и в Мюнхене. С Тамбовской областью И. К. Архипову связывало воссоздание усадьбы Сергея Васильевича Рахманинова в д. Ивановке и создание Музея-усадьбы «Ивановка», центра сохранения и трансляции российского культурного наследия, связанного с жизнью и творчеством великого русского композитора, пианиста и дирижёра. Имение было полностью разрушено в годы революции 1917 г. и Гражданской войны. Возрождение усадьбы началось в 1968 г., когда в деревне была открыта комната-музей С. В. Рахманинова. В 1973 г., в год 100-летия со дня рождения композитора, в бывшем имении был восстановлен флигель, в котором он жил с семьёй, а также интерьеры кабинета, спальной комнаты и гостиной. В 1979 г. И. К. Архипова начала плодотворное сотрудничество с музеем, цель которого — воссоздание парка, усадьбы, самой атмосферы жизни музыканта. По воспоминаниям, певица соприкоснулась с творчеством Рахманинова во время занятий по вокалу в МАрхИ: «Она [студия] открыла мне золотые россыпи музыкальной классики. А сама личность Рахманинова — феноменального художника, подвижника в искусстве — стала для меня примером в жизни и творчестве. То есть Рахманинов для меня, если можно так выразиться, крёстный отец в искусстве. С того времени побыть наедине с музыкой Рахманинова, ощутить её живительные силы стало для меня потребностью и счастьем». И. К. Архипова стала одной из тех, кто первым конкретными действиями поддержал идею создания музея, а затем и организацию музыкального фестиваля имени С. В. Рахманинова. Ирина Константиновна приехала в д. Ивановку задолго до внимания к ней со стороны других известных исполнителей и записала программу «У родника», где она исполняла романсы Рахманинова и рассказывала об имении. Открытие Дома-музея С. В. Рахманинова состоялось 18 июня 1982 г. Следующим шагом было восстановление парка, который окружал усадьбу и был неиссякаемым источником вдохновения для композитора. Большой вклад в это сложное дело внесла и И. К. Архипова: она обратилась в Ботанический сад Академии наук, откуда запросы были направлены в различные лесоопытные станции, где подбирали те породы деревьев, которые могли бы расти в усадьбе «Ивановка» на рубеже XIX–XX вв. и соответствовали воспоминаниям владельцев. Для парка выделили большое количество фруктовых деревьев, кустарников, среди которых, конечно же, была и сирень; привезли цветы: пионы и ландыши. Высаживались растения и восстанавливался парк по рисункам и схемам самого Рахманинова. Сегодня прекрасный парк усадьбы пользуется не меньшей популярностью у туристов и гостей, чем музыкальные программы и экспозиции. Благодаря настойчивости И. К. Архиповой в 1987 г. Дом-музей был преобразован в Музей-усадьбу. Певица подарила «Ивановке» часть своего архива, связанного с композитором, а также уникальную нотную коллекцию изданий романсов Рахманинова, привезла в Россию воспоминания Софьи Александровны Сатиной, двоюродной сестры композитора. При её поддержке родственники пианиста, проживающие в Англии, неоднократно посещали д. Ивановку, а Софью Владимировну Сатину, племянницу Сергея Васильевича, Архипова уговорила передать архив музыканта в Музей-усадьбу «Ивановка», а не в Британскую библиотеку. Ирина Константиновна на протяжении многих лет патронировала музей, оказывала помощь в пополнении фондов и в его издательской деятельности; неоднократно на свои деньги приобретала для усадьбы рахманиновские вещи. «Лично меня очень многое связывает с Ивановкой. И я счастлива, что судьба предоставила мне возможность по мере сил хотя бы немного помочь тем, кто восстанавливал ивановскую усадьбу из небытия», — сказала И. К. Архипова в одном из интервью. Она постоянно интересовалась тем, что происходит в музее-усадьбе, помогала молодым тамбовским исполнителям принять участие в музыкальных конкурсах. В Тамбове и Музее-усадьбе «Ивановка» она выступала трижды: в 1983, 1986 и 2005 гг. В 2005 г. вместе с мужем, народным артистом СССР Владиславом Пьявко, привезла на XXIV Рахманиновский фестиваль своих подопечных — молодых солистов Большого театра и театра «Новая опера». Ирина Архипова — почётный гражданин д. Ивановки, обладатель премии и медали Сергея Васильевича Рахманинова. Сотрудники Музея-усадьбы «Ивановка» принимали участие во всех проектах, осуществлявшихся Фондом Ирины Архиповой и Международным союзом музыкальных деятелей, который она возглавляла. В 2003 г. коллектив подготовил к изданию уникальный альманах «Ивановка. Времена. События. Судьбы», в котором впервые в научный оборот были введены многие документы, воспоминания, фотографии, связанные с С. В. Рахманиновым. Все затраты на этот проект взял на себя Фонд Ирины Архиповой. Издание имело продолжение в 2008, 2009, 2010, 2012 гг. 11 февраля 2010 г. Ирина Константиновна Архипова скончалась после продолжительной болезни. Она похоронена на Новодевичьем кладбище Москвы. После её смерти памятные выставки были открыты в столице, в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки, и в «Ивановке». 3 и 4 июля 2010 г. в Музее-усадьбе «Ивановка» состоялся первый фестиваль памяти певицы и мецената — I Международный фестиваль вокального искусства имени И. К. Архиповой. Торжественное открытие фестиваля прошло в Москве на сцене театра «Новая опера», а затем концертная площадка переместилась в д. Ивановку. В Тамбовскую область приехали музыканты, связывающие себя с именем Архиповой: итальянский баритон Мауро Аугустини, народный артист Эстонии Мати Пальм, а также выдающиеся российские певцы, звёзды мировой оперы Ольга Бородина и Ильдар Абдразаков, начавшие карьеру с победы на конкурсе вокалистов имени М. И. Глинки, которым руководила Ирина Константиновна. Они исполнили «Реквием» Дж. Верди — произведение, которое неоднократно на разных сценах мира пела И. К. Архипова. За большие заслуги в развитии музыкального искусства, за выдающийся вклад в развитие отечественной и мировой музыкальной культуры, многолетнюю творческую и общественную деятельность, за большой вклад в развитие народного песенного творчества Ирина Архипова была удостоена многих высоких государственных наград и званий: народная артистка СССР (1966), лауреат Ленинской премии (1978), Герой Социалистического Труда (1984), лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства (1996). Она награждена тремя орденами Ленина (1971, 1976, 1985), орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени (1999), орденом Андрея Первозванного (2005), высшей Российской общественной наградой — знаком ордена Святого Александра Невского «За труды и Отечество», орденами и медалями иностранных государств. И. К. Архипова обладала титулами «Человек столетия» Международного Биографического Центра Кембриджа (1993) и «Богиня искусств» (1996), была награждена Всемирным призом искусств «Бриллиантовая лира». Самая титулованная певица, она занесена в российскую книгу рекордов. С 1986 г. И. К. Архипова являлась председателем центрального правления Всесоюзного музыкального общества, с 1991 г. — президентом Международного союза музыкальных деятелей. В Тамбовской области бережно хранят память о выдающейся певице, деятеле культуры и искусства, педагоге, меценате Ирине Константиновне Архиповой, считавшей, что «...Ивановка для русской культуры значит не меньше, чем пушкинское Михайловское или дом Чайковского в Клину».