К середине 20-х гг. XIX в. небольшая Софийская соборная церковь в городе Моршанске Тамбовской губернии стала тесной для быстро растущего прихода. Кроме того, этот старейший храм ветшал и требовал капитального ремонта. Епархиальное начальство постановило построить новый собор во имя Святой Троицы, который бы более соответствовал статусу богатого купеческого города.
13 августа 1826 г. с благословения епископа Тамбовского и Шацкого Афанасия (Телятинского), указом Тамбовской духовной консистории моршанскому городскому голове Дорофею Даниловичу Кожину сроком на три года была выдана книга «для сбора доброхотных подаяний на построение в городе Моршанске каменного соборного храма». Открыл список жертвователей сам преосвященный епископ Афанасий.
В 1829 г., по истечении срока, собранная сумма составила 54 975 рублей, из которых 50 000 рублей пожертвованы были купцами братьями Харлампием и Егором Платицыными. Однако она не была достаточной для строительства. Следующий сбор пожертвований, начатый в 1831 г., оказался ещё более неудачным: до 1836 г. собрано было только 1205 рублей. Тогда 22 марта 1836 г. представители городского общества во главе с купцом 2-й гильдии К. М. Михайловым отправились к одному из богатейших людей города купцу Е. И. Платицыну с просьбой о денежной помощи. Этот визит заслуживает более подробного описания ввиду его результата.
Взяв подписную книжку, Платицын без малейшего колебания написал: «2000 рублей». Потом, немного подумав, добавил еще «0» и передал книгу делегатам, которые покорнейше поблагодарили его и вышли. Уже на улице они из любопытства взглянули на сумму, вписанную их благодетелем. Увидев её, они смутились и решили, что Платицын ошибся. Вернувшись, они спросили об этом купца. Тот подтвердил, что ошибся и, снова, взяв книгу, приписал к прежней сумме еще один «0». Итого, внесённая им сумма составила 200 000 рублей.
По примеру всеми уважаемого купца многие горожане пожелали внести свою лепту в общее благое дело, и к апрелю 1836 г. сумма пожертвований составила 296 127 рублей 75 копеек. Теперь можно было браться за возведение собора, не испытывая недостатка в средствах. Строительство началось 10 июня (по ст. ст.) 1836 г. с благословения епископа Тамбовского и Шацкого Арсения (Москвина).
Для собора было избрано место в центре города, на старой площади недалеко от соборной Софийской церкви. Проект здания был рассмотрен в Министерстве внутренних дел и одобрен императором Николаем I. Автор проекта остался неизвестен. Долгое время предполагали, что им был знаменитый зодчий В. П. Стасов, однако тот письменно отрицал своё авторство, хотя и консультировал строителей по техническим вопросам. В том же письме Стасов высказал предположение, что кто-то скопировал построенный им Преображенский собор в Санкт-Петербурге, «но в некоторых частях неправильно». Руководство строительством осуществлял избранный моршанским обществом попечительский комитет. Первым в так называемые «строители» был избран купец Григорий Смесов, который занялся заготовкой стройматериалов и наймом мастеров. На стройке работали тысячи людей. Чтобы облегчить их труд, многие горожане по ночам приносили на леса кирпич, камень, известь и пр.
В 1842 г. возведение собора прекратилось, т. к. собранные средства иссякли, а новые не поступали. Вместо былого многолюдства на строительстве трудилось всего 45 человек. Выход из этого положения был найден с утверждением городской властью в начале 1843 г. «добро- вольного сбора» со всех товаров, ввозимых и отправляемых из города. Строительство возобновилось. Однако вскоре возникла серьёзнейшая проблема, затянувшая работу на долгие годы: в 1844 г., уже при подведении здания под купол, из-за отступления от чертежей под тяжестью купола начали проседать четыре огромных поддерживавших его столба. Кроме того, при устройстве куполов обнаружили, что «под окнами выше хоров в опрокинутых сводах оказались значительные трещины, равным образом и во всех простых сводах, на которых устроены подмостки и кружалы купольного свода». Всё это давало повод опасаться, что после установки 300-пудового фонаря с железной крышей и крестом купол неминуемо обрушится. Комиссия из трёх технически грамотных специалистов — майора Лансере, капитана Дихта и помощника губернского архитектора К. Гаккеля — обследовала грозящую обрушиться постройку. В феврале 1845 г. каждый член комиссии внёс свои предложения по устранению выявленных недостатков на рассмотрение начальнику строительной части г. Моршанска генерал-майору Сакеру и полковнику Максимову в Тамбове как лицам, «имеющим... высшие знания в строительном искусстве». Изучив предложенные варианты, эксперты отдали предпочтение предложениям капитана Дихта, увидев в них «больше предусмотрительности и основательности».
Получив заключение специалистов, губернский архитектор Шубин в апреле 1845 г. отдал распоряжение «списать с этого мнения копию и препроводить к моршанскому городскому голове для объявления оной строителям... храма». Однако строители не пожелали воспользоваться наставлениями архитектора, о чём уведомил епархиальное и гражданское начальство губернский архитектор К. Гаккель.
Чем же объяснялось такое «неповиновение» строителей? Ответ на этот вопрос даёт «Летопись Моршанского Троицкого кафедрального собора»: «Архитекторы... не могли предложить ничего дельного — единственное средство могли они предложить — ...разобрать своды и столбы. Но какая сумма затрачена на выкладку их?! И вдруг всё это пропадает даром, сколько лет напрасного труда, а там ещё впереди лет 7–10 на новую работу тех же столбов и сводов! На все мудрые планы архитекторов нельзя было рассчитывать».
На основании рапорта К. Гаккеля тамбовский гражданский губернатор П. Н. Булгаков сообщил столичному начальству о строительстве моршанского собора «без архитекторского наблюдения с опасностью для возводимого здания и его строителей». В ответ на это послание Святейший Синод предписал епископу Тамбовскому и Шацкому Николаю (Доброхотову) «оказать содействие начальнику губернии к правильному и прочному достроению Троицкого Моршанского храма». После этого епархиальные власти возложили ответственность за ход строительства на протоиерея Софийской соборной церкви Андрея Воскресенского, возглавившего строительный комитет храма.
Купец В. С. Гундобин свидетельствовал: «С 1846 г. постройка производилась под наблюдением собственного... каменного мастера Степана Васильевича Люлина... по опытности означенного мастера не представляется надобности в чиновнике по технической части». Вот что сообщает о Степане Люлине летопись храма: «...отличаясь, как и все русские крестьяне, соображением, он отверг все планы архитекторов и предложил свой труд. Ему вверили работы, а он опутал толстыми железными прутьями столбы, стянул их между собой и таким образом сделал их неразрушимыми».
С. Люлин с честью оправдал оказанное ему доверие и своим «беспредельным усердием, опытностью, искусством» заслужил одобрение и благодарность и местной, и губернской власти. 12 апреля 1850 г. указом Его Императорского Величества и Святейшего Синода С. В. Люлин был награждён грамотой за «многополезное усердие его при построении в г. Моршанске соборного храма».
К августу 1849 г. строительные работы по возведению храма подошли к завершению. Тамбовская губернская строительная комиссия освидетельствовала правильность и прочность постройки, не найдя нигде ни малейшего повреждения или осадки. После этого в соборе, стоившем Моршанску 1 млн рублей серебром, начались внутренние отделочные работы, продолжавшиеся до 1852 г.
Окончательным обустройством и подготовкой нового собора к освящению занялся попечитель храма купец К. М. Михайлов. За особое усердие в труде и значительные денежные пожертвования в 1858 г. он был награждён Святейшим Синодом золотой медалью на Станиславской ленте. Торжественное освящение собора епископом Тамбовским и Шацким Макарием (Булгаковым) состоялось 24 ноября 1857 г. Главный алтарь храма был освящён во имя Святой Троицы, правый — в честь Казанской иконы Божией Матери, левый — во имя святого благоверного князя Александра Невского. Прихожане Софийской соборной церкви получили новый величественный и просторный храм, вмещавший до 8000 молящихся. Своим внешним видом новый собор напоминал Преображенский собор в Петербурге. Собственной колокольни у храма не было. Звон производился с колокольни Софийского собора, расположенной неподалеку.
Пол в Соборе был выложен белыми каменными плитами и окрашен масляной краской. Стены вначале были выбелены, а в 1878 г. при восстановлении храма после пожара 1875 г. их и купола украсила роспись на сюжеты Священного Писания, выполненная мастерами под руководством московского художника Потапова. Пространство между первым и вторым карнизами отделано было под синий мрамор, а средняя часть — под белый.
Восстановление пострадавшего от пожара собора в столь короткий срок стало возможным благодаря усердным трудам купца И. Н. Смесова и старосты собора купца В. Т. Кособрюхова. Оба они были представлены к награде «за понесённые ими труды по возобновлению и украшению соборного храма».
Для поддержания храма в надлежащем виде требовались немалые средства и постоянная забота попечителей. Образованному при храме в 1888 г. Попечительскому Совету вверялась, наряду с другим, и забота об обновлении храма.
Попечителями и старостой Н. И. Котельниковым при соборе был организован хор под управлением регента Тарасевича, долгое время восхищавший прихожан великолепным исполнением церковных песнопений.
В 1903 г. внутри храма была возобновлена настенная живопись и мраморная отделка стен. Роспись производилась мастерами под руководством московского художника Пашкова. За труды по украшению храма и личные пожертвования председатель попечительства А. Н. Смесов был награждён золотой медалью.
В июне 1904 г. на торжественном богослужении в Троицком соборе присутствовал император Николай II, прибывший в Моршанск для осмотра резервных полков, квартировавших в городе, перед их от- правкой на фронт, а 8 ноября того года были освящены обновлённые, вновь позолоченные иконостасы. Иконы, не утратившие от времени своего живописного великолепия, остались прежними.
К 1909 г. был закончен последний, начатый перед революцией, капитальный ремонт собора. В храме появились электрическое освещение и вентиляция. Были вновь позолочены кресты на всех пяти куполах. Отапливался храм тремя духовыми печами, установленными ещё в 1865 г. купцом Е. Платицыным.
В приходе Троицкого собора числилась приписанной к Троицкому храму часовня, построенная на Вознесенской площади в честь чудотворной иконы Казанской Божией Матери, ежегодно приносимой в Моршанск крестным ходом из Шацкой Успенской Вышенской пустыни. В течение одного месяца икона пребывала в Троицком соборе, откуда священнослужители носили её по домам прихожан по заранее составленным спискам.
Разрушение храма в советское время началось с конфискации церковных ценностей, когда ради извлечения нескольких граммов золота был сожжён весь соборный иконостас. В 1937 г. Троицкий собор был закрыт. В 1939 г. с него сорвали четыре малых купола, а само здание стали использовать как склад для хранения тары. В течение последующих лет в храме были выбиты все стекла, сильно повреждена уникальная плитка пола, похищены ценные иконы и богослужебная утварь.
В июле 1939 г. газета «Большевик» сообщала о планах перестройки Троицкого собора под театр. Совнарком РСФСР выделил на проектные и подготовительные работы 75 000 рублей. Проектное задание, выполненное архитектором Тамбовского облпроекта Головачёвым, было утверждено Управлением по делам искусств при СНК РСФСР. Зрительный зал нового театра был рассчитан на 750–800 человек. Стоимость строительства определили в 1 млн рублей.
В мае 1940 г. та же газета писала об ассигнованиях на строительство театра 215 000 рублей из фонда Тамбовского облисполкома, помимо ранее отпущенных Совнаркомом 300 тыс. рублей. В течение 1940–1941 гг. планировалось снести все купола собора и провести кровельные работы, после чего начать внутреннее переоборудование здания. Реализации этих планов помешала начавшаяся в июне 1941 г. Великая Отечественная война. В военное время в подвале собора находился продовольственный склад, а после войны здесь в течение нескольких месяцев содержали пленных.
В 1948 г. здание Троицкого собора было принято на учёт как архитектурный и исторический памятник республиканского значения. Верующие Моршанска прилагали усилия, ходатайствуя перед властями всех уровней о возвращении заброшенного храма. Особенной активностью среди мирян отличался Николай Михайлович Ивлиев. Идейно вдохновлял и наставлял верующих в их трагической борьбе за храм протоиерей Димитрий Нестеров, за что, по указанию уполномоченного по делам религии, был переведён правящим архиереем в церковь святых Космы и Дамиана города Кирсанова.
Удручающее состояние собора было зафиксировано в актах 1950, 1967, 1969 гг. о противозаконной эксплуатации памятника архитектуры и духовной культуры. На реставрацию выделялись небольшие средства, но и они полностью не использовались. В конце 1973 г. собор был передан на баланс отдела культуры Моршанского района, а в декабре следующего года его поставили на государственную охрану как памятник республиканского значения. Местные власти предполагали в перспективе приспособить здание под концертно-выставочный зал, но пожар 30 июля 1987 г. в течение ночи уничтожил плоды десятилетней реставрации, начатой в 1978 г. Выгорели рамы, перекрытия, купола, кровля.
В 1990 г. Троицкий собор был передан Русской Православной Церкви. Трудами и молитвами архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения (Ждана), а также золотыми руками Л. Н. Фролова храм обрёл своё второе рождение. Первую Божественную литургию в возрождённом соборе совершил архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений.
В 1998 г. Моршанск посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и совершил Божественную литургию в Троицком соборе в сослужении с епископами, архиепископами и священством.