online.session_write.error 2
Тамбовские даты

Тамбовские даты

ТОГБУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина»

Акользин Николай Дмитриевич

Николай Александрович Акользин, баянист, музыкальный педагог, родился 31 мая 1924 г. в с. Голынщине (ныне Кирсановский район Тамбовской области). С детства окружённый музыкой, он с пятилетнего возраста мечтал играть на гармони. Талантом игры на этом музыкальном инструменте славились его прадед, дед, отец, дядя. Мать обладала не только музыкальным слухом, но и прекрасным голосом. Родители поощряли стремление ребёнка к музыке; в доме в разное время были самые разные гармони: саратовские, ливенские, елецкие, тульские, тамалинские, касимовские, белобородовские, вятские. Инструменты отличались звучанием, мелодичностью, что развивало восприятие музыки у Николая. Отец, видный местный гармонист, игравший на всех сельских праздниках, видя интерес сына к гармони, привязывал его пальцы к своим и начинал музицировать, чтобы передать своё мастерство, выработать у сына автоматизм игры на клавиатуре. К семи годам Н. А. Акользин уже умел исполнять «Барыню», «Кирсановские переборы», «На сопках Маньчжурии», некоторые другие произведения, обязательные для репертуара сельского гармониста. На одной из межшкольных олимпиад в Кирсанове он сыграл попурри «Тачанка», занял первое место и был премирован мандолиной и портфелем. Родители, убедившись в незаурядности музыкальных способностей сына, стали готовить его к поступлению в Тамбовское музыкальное училище. Принимали туда только после окончания семи классов и при наличии собственного баяна. Для покупки инструмента семье пришлось продать корову. В 1940 г. Н. А. Акользин поступил в Тамбовское музыкальное училище в класс Ивана Андреевича Патюткова, одного из самых одарённых баянистов области. Во время обучения Н. А. Акользин, кроме освоения музыкальных дисциплин, играл в ансамбле баянистов, выступал в заводских клубах Тамбова и сельских клубах области. Преподаватели отмечали у него отличный природный слух, несомненную одарённость, усидчивость. Однако с началом войны Н. А. Акользин вернулся домой, в Кирсанов, где начали открываться госпитали. Целыми днями Н. А. Акользин ходил по палатам с баяном, выступая перед ранеными с импровизированными концертами. За годы войны репертуар его заметно расширился, особенно — за счёт исполнения песен, полюбившихся бойцам. После окончания войны Н. А. Акользин пытался поступить в Государственный музыкально-инструкторский техникум имени Октябрьской революции (ныне Московский государственный институт музыки им. А. Г. Шнитке), в 1950-х гг. — основной центр подготовки профессиональных исполнителей. После прослушивания комиссия рекомендовала его на подготовительное отделение, где музыкант должен был постараться исправить имеющиеся недостатки в игре, скорректировать свои знания в музыкальной теории. Но уже через два месяца усердных занятий Н. А. Акользин был зачислен на первый курс. Его преподавателем стал известный педагог и баянист Анатолий Алексеевич Сурков, подвижник музыкального образования, первый исполнитель ряда произведений советских композиторов. Н. А. Акользин окончил училище на «отлично» и по распределению был направлен в Белоруссию. В 1951 г. Н. А. Акользин начал преподавать на народном отделении Витебского музыкального училища (ныне Витебский государственный музыкальный колледж им. И. И. Соллертинского) по классу баяна. Организованный в конце 1940-х гг. ансамбль баянистов училища во второй половине 1950-х гг., когда им руководил Н. А. Акользин, приблизился по подбору репертуара и количественному составу к оркестру. Будучи в училище единственным преподавателем по классу баяна, он заложил прочный фундамент для развития искусства игры на этом инструменте, сумел привить учащимся высокую культуру исполнения и развить их оркестровое мышление. За годы работы в Витебском музыкальном училище Н. А. Акользин подготовил и выпустил много высокопрофессиональных музыкантов, среди которых, например, Анатолий Энгельбрехт, ставший впоследствии дирижёром симфонического оркестра Белорусской государственной филармонии. С 1961 г. Н. А. Акользин начал заочно учиться в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных в классе заслуженного деятеля искусств России Алексея Евсеевича Онегина. Институт дал возможность добавить к профессиональному владению инструментом, технике, культуре исполнения новые черты, заложил фундамент подлинного педагогического мастерства. В 1958 г. Н. А. Акользин вернулся в Тамбов, где прожил до конца жизни, работая на благо музыкального образования города и области. Начал он как рядовой преподаватель Тамбовского музыкального училища, затем стал заведующим отделением народных инструментов, а в 1962 г. — директором училища. Эта должность была доверена ему в непростой момент деятельности учебного заведения: на этом посту потребовался не только незаурядный музыкант, но и организатор, воспитатель, администратор, хозяйственник. Н. А. Акользин благодаря своим качествам и планомерной вдумчивой работе сумел наладить эффективный целостный педагогический процесс. Он занимал должность директора Тамбовского музыкального училища им. С. В. Рахманинова почти 20 лет, до 1981 г. (с перерывом в 1973–1976 гг.). Вся работа Н. А. Акользина в училище была проникнута желанием сохранить традиции, привлечь внимание к музыкантам-народникам. По воспоминаниям учеников, он уделял много внимания технической отточенности произведения, развитию творческой фантазии, развитию оркестрового ощущения, чуткого отношения к аккомпанементу. Именно эти качества позволили достичь музыкальных высот его ученикам: А. В. Саранину, Ю. Толмачёву, М. Михину и другим. По инициативе Н. А. Акользина в 1984 г. среди студентов училища прошёл конкурс исполнителей. Событие было посвящено памяти знаменитого баяниста А. А. Суркова, который дважды выступал в Тамбове. Стараниями Н. А. Акользина расширился приём учащихся на отделение народных инструментов, в Тамбов были приглашены специалисты этого жанра музыкального искусства. По его же инициативе в области началось обучение на готово-выборном баяне, левая клавиатура которого дает при исполнении эффект рояльного аккорда. Занимая должность директора училища, Н. А. Акользин находил время и для подбора репертуара банистов, который в 1960–1970-х гг. был ограничен. Исполнители и педагоги до сих пор используют его переложения и аранжировки симфонических партий для баяна, для оркестра народных инструментов. За время работы в качестве руководителя Тамбовского музыкального училища Н. А. Акользин смог добиться выделения новых помещений под учебные классы, обновления инструментария, покупки концертных роялей, улучшения условий жизни педагогического коллектива. Н. А. Акользин был последовательным популяризатором музыкально-исполнительского искусства игры на баяне. Во многом благодаря ему музыкальной общественности были раскрыты широкие возможности этого инструмента, способность баяна к оркестровому звучанию. Сам музыкант исполнял на нём произведения Мусоргского, Глинки, Баха. Долгие годы Н. А. Акользин возглавлял оркестр баянистов и аккордеонистов, который выступал на всей территории области, занимал призовые места на профессиональных смотрах-конкурсах в столице. Он подготовил ряд статей для тамбовской прессы, посвящённых истории гармони, местным исполнителям-баянистам, их выступлениям, деятельности Тамбовского музыкального училища. В 1979 г. ему было присвоено звание заслуженного работника культуры РСФСР. Николай Александрович Акользин, видный исполнитель игры на баяне и гармони, наставник нескольких поколений музыкантов, скончался 4 июля 2004 г. в Тамбове.

Архивные документы

Арх. док.: ТОГБУ «ГАСПИТО». Ф. П-1045. Тамбовский областной комитет КП РСФСР. 1937–1962, 1964–1991 гг.; Ф. П-735. Тамбовский горком КП РСФСР. 1918–1991 гг. Постановление бюро горкома КПСС от 1 сентября 1978 г. о представлении Н. А. Акользина к присвоению почётного звания заслуженного работника культуры РСФСР. Справки, информации о работе учебных заведений, культурно-просветительных учреждений г. Тамбова. Учётная карточка Н. А. Акользина. Ф. Р-9048. Музыкальное общество Тамбовской области. 1957–2001 гг. Протоколы областных конференций, пленумов, заседаний президиума правления. Отчёты, информации о работе хорового общества Тамбовской области. Характеристики, анкеты делегата областных конференций хорового общества Тамбовской области Н. А. Акользина. Протоколы заседаний творческих комиссий. Афиши концертов, творческих вечеров, музыкальных лекториев. Ф. П-1950. Первичная организация КПСС Тамбовского музыкального училища им. С. В. Рахманинова. 1943–1990 гг. Протоколы партийных собраний, заседаний партийного бюро (1962–1990).

Литература

Соч.: Виртуозное исполнение [Текст] / Н. А. Акользин // Тамб. правда. – 1990. – 19 апр. – С. 4 ; Конкурс памяти баяниста [Текст] / Н. А. Акользин // Тамб. правда. – 1984. – 8 мая. – С. 3 ; Концерт баянистки [Текст] / Н. А. Акользин // Тамб. правда. – 1975. – 17 дек. – С. 4 ; Юбилей русского баяна [Текст] / Н. А. Акользин // Тамб. правда. – 1970. – 6 февр. – С. 4. Лит.: Баян, аккордеон [Электронный ресурс] // Витебский государственный музыкальный колледж им. И. И. Соллертинского : офиц., некоммер. сайт. – Витебск, 2010 – . – (Главная). – Электрон. данные. – Режим доступа : http://forum.evitebsk.com/, свободный. – Загл. с экрана. – Просм. 10.09.2013 ; Казьмина, Е. О. Акользин Николай Александрович [Текст] // Тамбовская энциклопедия. – Тамбов, 2004. – С. 23 ; Николай Александрович Акользин [Текст] : [некролог] // Тамб. жизнь. – 2004. – 5 июля. – С. 4 ; [О Н. А. Акользине] [Текст] // Регион 68. – 2004. – № 4 (май). – С. 48. – (Тамбовский хронограф) ; Овсянников, И. И удаль русского баяна [Текст] // Тамб. жизнь. – 1994. – 18 июня. – С. 3 ; То же // Кирсанов. газ. – 1994. – 3 авг. – С. 3.

Автор статьи: Якушов Д. С.

Категория

Дата рождения

1 июня 1844 года

Дата смерти

1927 год

Место рождения

Санкт-Петербург

Рубрики

Места

Ближайшие юбилеи

2029 год — 185 лет 2034 год — 190 лет