Тамбовские даты

ТОГБУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина»

Бирюков Сергей Евгеньевич

Поэт, перформер, переводчик, критик, литературовед, культуролог, теоретик и практик авангарда. Кандидат филологических наук. Доктор культурологии. Почётный профессор ТГУ им. Г. Р. Державина. Родился 18 мая 1950 г. в д. Торбеевке Инжавинского р-на. Воспитывался в литературной семье, мама − Зинаида Никитична Бирюкова − была филологом, младший брат − поэт и прозаик Александр Федулов.

Девятиклассником Сергей Бирюков начал сотрудничать с тамбовскими газетами, поступил в «Заочную школу юного корреспондента» при областной молодёжной газете «Комсомольское знамя». Закончив среднюю школу, поступил в техническое училище, работал аппаратчиком на Тамбовском химкомбинате. Параллельно Бирюков занимался в театральной студии «Бригантина» при областном Доме народного творчества (ОДНТ) под руководством режиссёра А. Н. Смирнова, в которой проявил себя как актёр, чтец, сопостановщик спектаклей. Занимаясь в Заочном университете искусств, стал работать методистом по театру в ОДНТ. Со школьных лет увлеченный поэзией В. В. Маяковского, в этот период он расширяет свои познания в авангардном искусстве, сам пишет стихи, статьи, сценические композиции для театра. В 1970 г. становится лауреатом областного конкурса чтецов, в этом же году участвует в областном семинаре молодых поэтов.

1 сентября 1970 г. для Сергея Бирюкова было отмечено публикацией стихотворения в газете «Тамбовская правда» и началом учебы на историко-филологическом факультете Тамбовского педагогического института, который он окончил в 1974 г. Затем служил в армии. По числу выпускников филфака 60-х−70-х гг., ставших профессиональными литераторами, факультет можно назвать творческой лабораторией, в которой под руководством опытных преподавателей начинали свой путь будущие поэты, прозаики, литературоведы и критики, одним из самых успешных из которых стал Сергей Бирюков.

В студенческие годы в качестве внештатного корреспондента он сотрудничает с областными газетами «Тамбовская правда» и «Комсомольское знамя», в которой печатались и его стихи. В эту молодёжную газету он был приглашен на работу, где трудился с 1975 по 1981 г. сначала корреспондентом, а затем заведующим отделом. Параллельно готовил материалы на темы культуры и искусства для областного радио, для столичных газет и журналов, выступал в качестве лектора общества «Знание», Общества книголюбов, Всероссийского театрального общества. В годы работы в молодёжной газете Сергей Бирюков создал оригинальный отдел искусств, заметный на общесоюзном фоне. В частности, газета была удостоена специального диплома Союза кинематографистов СССР, а сам Сергей Бирюков был приглашен на Первое Всесоюзное совещание молодых кинематографистов, где работал в семинаре кинокритики. Он участвовал в Первом Всесоюзном совещании молодых журналистов, в российских и союзных семинарах и лабораториях театральных и литературных критиков, поэтических семинарах.

В 1980 г. в серии «Библиотечка молодой поэзии», издаваемой Центрально-Чернозёмным книжным издательством, вышел первый стихотворный сборник Сергея Бирюкова «Долгий переход». К этому моменту автор уже печатался во всесоюзном журнале «Литературная учеба», в газете «Литературная Россия», был участником совещаний молодых литераторов. Кроме стихотворений в сборник «Долгий переход» вошли отрывки из поэмы «Острогожский энциклопедист», посвящённой Василию Кубанёву. Этому поэту, умершему молодым во время войны, Бирюков посвятил ряд статей.

В 1981 г. Сергей Бирюков создал поэтическую студию «Слово» для занятий с литераторами разного возраста, которая работала при Доме работников просвещения (Доме учителя). Студийцы не только писали тексты, но и занимались самообразованием и просвещением других, устраивали поэтические вечера в книжных магазинах, библиотеках, парках, читали стихи В. В. Хлебникова, А. Е. Кручёных, Е. Г. Гуро и других авторов, с которыми широкая аудитория была практически незнакома. В программу студии непременно входили и поэты, связанные с Тамбовом: Г. Р. Державин, Е. А. Баратынский, А. М. Жемчужников, Н. И. Ладыгин. Включая литературу в систему искусств, студийцы организовывали совместные события с художниками, архитекторами, музыкантами, тесно взаимодействовали с тамбовским киноклубом «Контакт». Среди участников «Слова» − известные литераторы Вадим Степанов, Александр Федулов, Евгений Степанов, Владимир Мальков, Алексей Неледин. В 1985 г. «Слово» − инициатор уникального на тот момент в России вечера к столетию Велимира Хлебникова. В конце 1980-х гг. студия провела в Тамбовской областной универсальной научной библиотеке им. А. С. Пушкина (ТОУНБ) серию вечеров «Из истории русского поэтического авангарда» и «Из истории мирового поэтического авангарда», ставших событием в культурной жизни Тамбова; впервые в городе прозвучали произведения многих футуристов, дадаистов, показывались слайды картин Казимира Малевича, звучала авангардная музыка. Сообщество, сложившееся вокруг «Слова», издало несколько номеров собственного машинописного журнала «Неофит».

В 1990 г. Сергей Бирюков основал Академию Зауми − международную независимую научно-творческую организацию, а студия «Слово» преобразовалась в студию «АЗ» при Академии Зауми. Академия объединяет поэтов и учёных, пишущих в традициях русского авангарда, а также занимающихся изучением авангардного литературного наследия. Сегодня в ней состоят авторы из десятков российских городов и других стран, некоторые из которых объединяются в местные отделения, которые существуют, например, в Белоруссии, Украине, Германии, Испании, Польше, Чехии, Болгарии, Бельгии, Китае, Италии, Франции, Голландии, США, Японии. В тамбовской студии «АЗ» сформировались ныне известные писатели и поэты: Алексей Шепелёв, Елена Владимирова, Елена Часовских, Антон Веселовский, Александр Журавлев.

С 1990 г. у Академии есть своя премия − международная Отметина имени отца русского футуризма Давида Бурлюка, которая присуждается Президентом Сергеем Бирюковым за выдающиеся достижения в области авангардного творчества, исследований текстов и жизнеописаний авангардных авторов, а также за переводы на другие языки, издательскую деятельность, создание реального и виртуального пространства. Среди получавших Отметину — Андрей Вознесенский, Николай Никифоров, Константин Кедров, Виктор Иванiв, Геннадий Айги, Максим Амелин, Елена Кацюба, Ры Никонова, Юрий Орлицкий, а также иностранные авторы − исследователи и переводчики русского авангарда на свои языки.

В течение нескольких лет при содействии архитектора Сергея Чибисова издавалась книжная серия «Библиотека Академии Зауми», в которой вышли поэтические сборники тамбовских авторов: Вадима Степанова, Елены Часовских, Елены Владимировой, Александра Федулова, Владимира Малькова и других. В 2007 г. под знаком трёх городов (Тамбова, Москвы и Галле) Сергеем Бирюковым был выпущен «Альманах Академии Зауми», включающий произведения авторов разных городов и стран. С 2007 г. Сергей Бирюков и Евгений Харитонов издают авангардный интернет-журнал «Другое полушарие», выходящий с аудиоприложениями.

С 1991 по 1998 г. С. Е. Бирюков преподавал лингвистику в педагогическом институте (затем ТГУ им. Г. Р. Державина) на кафедре русского языка и на кафедре филологии, входил в Тамбовскую лингвистическую школу под руководством профессора В. Г. Руделева. На базе университета Сергей Бирюков провел в 1993 г. Международную конференцию «Поэтика русского авангарда», а в последующие годы организовывал авангардные разделы в конференциях «Экология языка и речи», результаты которых опубликованы в сборниках «Слово». Сопровождая конференции поэтическими фестивалями, он ввёл определение «конференция-фестиваль». Впоследствии при его участии конференции-фестивали проходили в Москве и Берлине.

Весомый вклад внес С. Е. Бирюков и в популяризацию творчества художника и выдающего палиндромиста Николая Ивановича Ладыгина: публиковал его произведения, знакомил с ними участников студии «Слово» и широкую аудиторию, в 1998 г. выпустил специальное учебное пособие «Уроки барокко и авангарда: проблемы освоения палиндромического текста (на примере творчества Н. И. Ладыгина)». В 2018 г. совместно с ТОУНБ Академия Зауми организовала Международный конкурс палиндромической поэзии «Золото лоз», приуроченный к юбилею выхода одноименной книги Николая Ладыгина, на который поступило 65 заявок из пяти стран мира.

Сергей Бирюков на протяжении всей профессиональной жизни занимается исследованием русского авангарда − темы, долгие годы закрытой для русского искусствоведения. В сферу его интересов входит не только поэзия, но и театр, живопись, музыка. С. Е. Бирюков изучает фактический материал, открывая широкой общественности имена забытых, но значимых и талантливых авторов, обращает внимание на неопубликованные до этого их тексты. На протяжении десятков лет он исследует и популяризирует творчество Велимира Хлебникова, Алексея Кручёных, Елены Гуро, Николая и Давида Бурлюков, Василия Каменского и многих других. Результат такой работы имеет не только историческую или литературоведческую ценность, но и даёт возможность продолжить культурные традиции, методы, естественное развитие которых было прервано, а, значит, обогатить современное искусство. Самоопределение поэта и читателя в этом процессе − одна из задач подобного многолетнего исследования.

Сергей Бирюков широко известен в России и за её пределами как критик и литературовед. Он − автор статей к сборнику стихов Алексея Жемчужникова в серии «Поэтическая Россия» (Москва, 1988), «Избранному» Велимира Хлебникова (Москва, 2013), к книге поэтаавангардиста Сергея Третьякова «Итого: собрание стихотворений. Исследования и комментарии» (Москва, 2019). В 2019 г. в Москве вышел сборник стихотворений, поэм и статей Владимира Маяковского «Выбор Сергея Бирюкова», а также том теоретических и философских работ Казимира Малевича, составленный С. Е. Бирюковым и с его предисловием. В 2019 г. в Петербурге впервые вышло полное собрание произведений поэта и теоретика конструктивизма А. Н. Чичерина, также сопровождаемое аналитической статьей С. Е. Бирюкова. В последние годы при активном участии нашего земляка вышли три книги авангардного писателя Георгия Спешнева (1912−1987), не напечатавшего при жизни ни строки из своих оригинальных работ.

Нетрадиционным формам русской поэзии XVII−XX вв. посвящена книга Сергея Бирюкова «Зевгма. Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма» (Москва, 1994), 10-тысячный тираж которой распространялся бесплатно среди преподавателей школ, лицеев и вузов. На книгу вышло множество положительных отзывов, признававших уникальность и значимость такой работы, по данным социологических опросов она вошла в десятку лучших книг года. Антология состоит из двух частей: «Поэзия для глаза» и «Поэзия для слуха», включает главы, посвящённые центонным формам (заимствованиям из произведений других авторов), брахиколонам (строкам из одного слога), тавтограммам (стихам, в которых каждое слово начинается с одной и той же буквы) и многим другим нетипичным формам. Сам автор обозначает суть антологии так: «книга предстает одновременно в трёх ипостасях: как пособие по формам русской поэзии, считавшимися «нетрадиционными» или «нестандартными», как хрестоматия и как своего рода введение в авангардную поэтику». В книгу вошли и тексты, которые печатались впервые, по рукописям авторов.

Вышел ряд других книг, в которых С. Е. Бирюков исследует литературный авангард: «Теория и практика русского поэтического авангарда» (Тамбов, 1998), «Поэзия русского авангарда» (Москва, 2001), «Року укор. Поэтические начала» (Москва, 2003), «Авангард: модули и векторы» (Москва, 2006), «Амплитуда авангарда» (Москва, 2014). В 1994 г. он защитил кандидатскую диссертацию по филологии на тему «Зевгма. Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма», в 2006 г. − докторскую диссертацию по культурологии на тему «Авангард: модули и векторы», которая была издана отдельной книгой в Москве.

Сергей Бирюков − член различных творческих объединений, например, «ДООС» (Добровольное общество охраны стрекоз) − литературной группы современных русских поэтов авангардной направленности. Девиз общества взят из басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»: «Ты все пела? Это − дело», − мораль которой переосмыслена: пение − это дело поэта. Группу образуют современные авторы: Константин Кедров, Елена Кацюба, Генрих Сапгир, Маргарита Аль и многие другие. В серии «ДООС-поэзия» издательства «ДООС» в 2015 г. вышла книга Сергея Бирюкова «Knig Beg».

Сергей Бирюков − член Союза российских писателей, Союза профессиональных литераторов России, Союза театральных деятелей, Союза журналистов России, Русского ПЕН-Центра, Высшего творческого совета Союза писателей XXI века, а также член редколлегий журналов «Футурум-арт», «Дети Ра», «Журнал поэтов», газеты «Поэтоград». В 2005 г. на международном поэтическом фестивале в Македонии он образовал группу звучарных поэтов «ДАстругистенДА», в которую вместе с С. Е. Бирюковым вошли английский поэт Питер Во, бельгийский поэт Филип Меерсман, позднее включились бельгиец Ливен Веркаутер и эстонец Яан Малин. Эта группа выступала на многих международных фестивалях, в том числе в качестве почётного гостя.

С 1998 г. Сергей Бирюков вместе с семьей живет в Германии, преподаёт русскую литературу в городе Галле в Университете им. Мартина Лютера, активно занимается популяризацией русского искусства за границей, в частности творчества Велимира Хлебникова, выявляет связи и взаимное влияние немецких и русских авангардистов. В Университете С. Е. Бирюков организовал студенческий театр «DADAZ», в котором осуществил десятки авангардных постановок на русском, немецком, французском, польском, сербском и других языках.

Стихотворения, переводы, статьи, обзоры и рецензии Сергея Бирюкова публиковались в журналах «Арион», «Новое литературное обозрение», «Дети Ра», «Вавилон», «Новый мир», «Вопросы литературы», «Знамя», «Волга», «В мире книг», «Новая Русская книга», «Литературное обозрение», «Октябрь», «День и ночь», «Зинзивер», «Урал», «Homo Legens», «Новый берег», «Дружба народов» и других, в том числе выходящих за рубежом: «Литературная Грузия», «Кодры» (Молдавия), «Вышгород» (Эстония), «Panorama» (Польша), «Action Poetique» (Франция), «Zwischen den Zeilen» (Швейцария), «Via Regia», «Akzente» (Германия) и других. С. Е. Бирюков − автор публикаций о Василии Кандинском, Казимире Малевиче, дадаистах, соорганизатор и участник многих событий, посвящённых авангарду, например, международных научных конференций «Поэтический язык рубежа XX−XXI века и современные литературные стратегии», «Хлебников в степени N», «100 раз ДаDa», «Поэтическое и культурное пограничье/безграничье творчества Геннадия Айги», международных книжных ярмарок и фестивалей. С. Е. Бирюков выступал приглашённым редактором международного славистского журнала «Russian literature» (Амстердам), инициатором, переводчиком и редактором антологии современной русской и немецкой поэзии «Диапазон», соорганизатором «Пушкинских чтений» в Берлине (2008−2009), «Ломоносовских чтений» в Берлине (2011), организатором специальных секций на международных конгрессах по славистике, координатором ряда русско-немецких, русско-бельгийских проектов по современной литературе. 

Параллельно с исследовательской работой Сергей Бирюков выступает как поэт, творчество которого наследует опыт русского авангарда. Обращаясь в первую очередь к таким способам поэтического высказывания, как заумь, стих, мотивированный аллитерацией, полиритмия, визуальная и сонорная поэзия, он создает уникальные тексты, которые мастерски декламирует. Подобное чтение действует на слушателей физически за счет мощного энергичного голоса, умения передать настроение и ритм произведения. Творчество Сергея Бирюкова критики характеризуют, как разворачивающиеся по разным направлениям опыты в сфере широко понимаемой заумной поэзии, в частности развитие и реализация на практике заумной теории Алексея Кручёных и Велимира Хлебникова, разработанной ими и задекларированной с 1913 г. Причем заумь представляется не только как эксперимент над языком и стихотворной формой, а как некое поэтическое подсознание, раскрывающее не только смысл текста, но и сам процесс его написания, некая стартовая точка поэзии. Заумь становится способом нахождения новых смыслов и обнаружения исконного или мифического. Cтихи Сергея Бирюкова отличает особая словесная музыка, источник которой − фольклор и авангард, его произведения неизменно побуждают к сотворчеству с автором.

Автор более 20 поэтических сборников, Сергей Бирюков постоянно предстает перед читателями с новых сторон. В 1991 г. вышла «Муза зауми» − книга подчеркнуто экспериментальная, в 1995 г. «Знак бесконечности» − итоговый сборник двадцатилетнего творчества. В 2000-е гг. поэтические книги Сергей Бирюкова выходили в Тамбове, Лейпциге, Нью-Йорке, Мадриде, стихи печатались в Софии, Белграде, Праге, Скопье, Берлине, Дублине, Амстердаме, Брюсселе, Париже, Токио, Стамбуле, Пекине, Риме, Бухаресте, Будапеште, Вене. Значимым стал выход в 2009 г. в Москве книги стихотворений С. Е. Бирюкова «ΠΟΕΣΙΣ ПОЭЗИС POESIS», в которой он ведёт диалог с поэтами разных эпох, в частности с Велимиром Хлебниковым. Двухтысячные отмечены целым рядом новых книг: «Ja ja, Da da...» (Leipzig, 2004 и 2012) (на русском и немецком языках), «Звучарь» (Нью-Йорк, 2004), «Sphinx» (Мадрид, 2008), «Смена ролей: (14) (не)(мало) вероятных пьес» (Мадрид, 2009), «Стихи» (Лион, 2010), «Звучарность» (Москва, 2013), «Pro futurum» (Москва, 2014), «Продолжение разговора» (Чебоксары, 2017), «Trnasformations» (Дублин, 2018), «Число Сергея Бирюкова» (Москва, 2019). Произведения С. Е. Бирюкова публиковались в антологиях поэзии в разных странах, в частности в антологии современной русской и немецкой поэзии «Диапазон» (Москва, 2005), «Poesis total» (Италия), «Скомканная тишина» (Швейцария, 1999), «Черновик» (Россия − США), Антология современной российской поэзии (Пекин, 2006), «A Night in the Nabokov Hotel» (Ирландия, 2006), «Mirror Sand» (Англия, 2018). Стихи С. Е. Бирюкова переведены на 25 языков. Сам поэт работает также как переводчик поэзии с других языков. Так в разные годы он переводил из современной немецкой, грузинской, чувашской, болгарской, французской, испанской, румынской поэзии.

Сергей Бирюков − лауреат Международного литературного конкурса в Берлине, Второй берлинской лирикспартакиады, Международной литературной премии им. А. Кручёных, Всероссийской премии им. Ф. И. Тютчева, премии «Писатель XXI века», дипломант поэтического конкурса им. М. Волошина, российской культурно-просветительской премии «Нонконформизм−2014», премии «Московский счёт», премий ряда журналов. Удостоен почётного звания «Ambasador al Poeziei» ( «Посол поэзии», Румыния, 2016).

Творческие вечера Сергея Бирюкова регулярно проходят во многих городах России. Он выступал в Германии, Украине, Польше, Канаде, Бельгии, Финляндии, Голландии, Сербии, Венгрии, Македонии, Белоруссии, Франции, Италии, Хорватии, Румынии, Китае, Турции, Японии, Эстонии и других странах. Сергей Бирюков является автором и исполнителем поэтических композиций по стихам В. В. Хлебникова, В. В. Маяковского, Е. Г. Гуро, А. Е. Кручёных, В. В. Каменского, Д. Д. Бурлюка, С. М. Третьякова, Н. Н. Асеева, В. В. Кандинского, Д. И. Хармса, А. И. Введенского, Н. М. Олейникова, немецких и французских дадаистов и сюрреалистов. Эти и другие композиции он представляет вместе с известным музыкантом, саксофонистом, импровизатором Сергеем Летовым, а также со своей дочерью флейтисткой Елизаветой Бирюковой и её мужем пианистом Кристофом Риттером.

Сергей Бирюков является инициатором и организатором отделения журналистики на филологическом факультете ТГУ им. Г. Р. Державина. Почетный профессор ТГУ им. Г. Р. Державина С. Е. Бирюков продолжает сотрудничать с альма-матер, читает лекции, участвует в конференциях, публикуется в научных изданиях университета. Не оставляет он и студию «АЗ», два раза в год в ТОУНБ проходят встречи студии с её руководителем.

Сочинения

Gloria tibi / Сергей Бирюков − [Москва] : Московский государственный музей Вадима Сидура, 1995. − 15 с. ; Литература последнего десятилетия − тенденции и перспективы / Сергей Бирюков // Вопросы литературы. − 1998. − Март − апрель. − С. 61−68 ; Любовь к трём авангардам / Сергей Бирюков // Арион. − 2000. − № 3 ; От «Бригантины» к Академии Зауми (о том, как это было в Тамбове, − конспективно) / Сергей Бирюков // Новое литературное обозрение (НЛО). − 1998. − № 33. − С. 293−296 ; Перечитывая Айги / Сергей Бирюков // Октябрь. − 2010. − № 8 ; Пишу с натуры : стихотворения / Сергей Бирюков.− Москва : Молодая гвардия, 1989. − 29, [3] с. : ил. ; Продолжение сна : стихотворения / Сергей Бирюков // Дети Ра. − 2008. − № 3 ; Что такое эксперимент в поэзии? // Сергей Бирюков // Дружба народов. − 2018. − № 1 ; Хлебниковиана / Сергей Бирюков // Урал. − 2015. − № 11.

Литература

Бирюков Сергей Евгеньевич // ТОГБУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина» : сайт. − Тамбов, 2005−2019. − URL: http://www.tambovlib.ru (дата обращения: 18.12.2019) ; Иванов, В. Рецензия на книгу С. Е. Бирюкова «ПОЕ∑I∑ ПОЭЗИС POESIS» / Виктор Иванов, Денис Ларионов // Новое литературное обозрение (НЛО). − 2011. − № 3 ; Калашников, Г. Глагол начальный / Геннадий Калашников // Дружба народов. − 2010. − № 12 ; Лернер, Л. Провинциал / Леонид Лернер // Смена. − 1996. − № 7. − С. 146−151 ; Саввиных, М. В гостях у крымских аонид / Марина Саввиных // День и ночь. − 2001. − № 5 ; Уланов, А. Сергей Бирюков. Поэзия русского авангарда / Александр Уланов // Знамя. − 2002. − № 1. − 226−228 ; Цуканов, А. Смысл и заумь (поэтическое творчество Сергея Бирюкова) / Андрей Цуканов // Арион. − 1997. − № 2. − С. 104−109.

Автор статьи: Суслова О. А.

Категория

Дата рождения

18 мая 1950 года

Место рождения

д. Торбеевка Инжавинский р-н

Род деятельности

Места

Ближайшие юбилеи

2025 год — 75 лет 2030 год — 80 лет