Михаил Юрьевич Кустов, виолончелист, музыкальный педагог, родился 26 мая 1944 г. в шахтёрском городе Сучан (ныне Партизанск) Приморского края в семье представителей интеллигенции: отец был горным инженером, мать — врачом. После окончания Великой Отечественной войны семья переехала в Пермь. Обучаться игре на виолончели, звучание которой любила бабушка, М. Ю. Кустов начал уже в 4-м классе. После успешного окончания школы (с медалью), не согласившись с родителями, которые убеждали сына получить техническое образование, он выбрал, как сам говорит, «туманную и рискованную дорогу музыканта», о чём никогда впоследствии не пожалел. На решение оказала влияние и Пермь — город, известный своими театральными и музыкальными традициями. В 1960 г. М. Я. Кустов поступил в Пермское музыкальное училище по классу виолончели, которое окончил в 1964 г. В 1969 г. он блестяще завершил обучение в Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки, где учился в классе Григория Пеккера и Льва Руханкина. Упорство в достижении новых вершин профессионального роста и совершенствовании музыкальных навыков заявило о себе в желании М. Ю. Кустова преодолеть ещё одну ступень музыкального образования: он поступил в аспирантуру Российской Академии музыки им. Гнесиных. Говоря о присущем Академии высоком уровне, М. Ю. Кустов отмечает роль в становлении его как музыканта своего преподавателя, заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора Альфреда Давыдовича Готлиба, «человека той большой музыкальной мудрости, которая имеется у очень крупных деятелей искусства». Мастерство и профессиональная квалификация проявились в активной работе М. Ю. Кустова по развитию российского музыкального образования, уровень которого, по мнению музыканта, требует постоянного роста. В 1967 г. он открыл виолончельный класс в Абаканском музыкальном училище, где проработал до 1971 г. После этого М. Ю. Кустов 25 лет преподавал в Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, в которой он заведовал кафедрой камерного ансамбля в 1991–1995 гг. Ещё одной стороной деятельности М. Ю. Кустова в Саратове стала его увлечённая педагогическая работа с детьми. Он организовал и руководил Академией для одарённых детей и юношества при Саратовской консерватории. Во время своей работы в Саратове М. Ю. Кустов был командирован Министерством культуры СССР для работы за рубежом в качестве преподавателя по классу виолончели в ведущих музыкальных учебных заведениях Ирака (Багдадское медресе, 1979–1980), Кубы (Гаванский высший институт искусств, 1980–1983), Кореи (Пхеньянский институт музыки и балета, 1987–1990), где вёл активную концертно-исполнительскую и педагогическую деятельность. По линии межгосударственных соглашений работал профессором по классу виолончели в консерватории Сирии (Дамаск, 2004–2005). Выступая со студенческих лет как солист, М. Ю. Кустов был артистом Новосибирской (1967–1969), Красноярской (1970–1971), Саратовской (1971–1972) филармоний. В апреле 1997 г. М. Ю. Кустов был приглашён на должность проректора по концертной работе и международным связям ТГМПИ им. С. В. Рахманинова. Его деятельность на Тамбовской земле длится более 15 лет. Все эти годы М. Ю. Кустов работает в качестве преподавателя по классу виолончели (создание которого является и его заслугой) и струнного квартета ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, концертмейстера группы виолончелей Тамбовского симфонического оркестра, до 2002 г. оставаясь проректором музыкально-педагогического института. Среди выпускников класса виолончели — лауреаты всероссийских и международных конкурсов, педагоги высших музыкальных учебных заведений, музыкальные деятели. М. Ю. Кустов стал первым педагогом ТГМПИ, утверждённым ВАК в учёном звании профессора (1999). Большую часть своей жизни М. Ю. Кустов посвящает музыке. Активная концертная, научная, преподавательская деятельность — во всём видится особое отношение музыканта к профессии. Ежедневное обращение к искусству сформировало его мировоззрение: «Что несёт музыка? Здесь огромные моменты состояния человеческого духа. Мы, исполнители, погружаемся в произведение, стараясь раскрыть в нем глубинные эмоциональные, интеллектуальные, философские среды». Сложный путь к профессионализму, требующий силы воли, постоянного стремления к совершенствованию, был успешно пройден М. Ю. Кустовым, трудолюбие и талант помогли достичь ему сегодняшних исполнительских высот. Талант музыканта отличает безупречная техника, выразительная напевность, гармоничность и чистота звука, техничность, подчинённая музыкальной эмоциональности произведения. М. Ю. Кустова можно назвать одним из самых активных и востребованных исполнителей и концертмейстеров Тамбовской области. Его концертная программа включает все основные произведения виолончельного репертуара. М. Ю. Кустов представил публике множество произведений известных композиторов прошлого и настоящего: Баха, Бетховена, Мендельсона, Лизогуба, Рубинштейна, Шопена, Брамса, Рахманинова, Гречанинова, Дебюсси, Кодаи, Мясковского, Шостаковича, Щедрина — познакомив тамбовскую публику с лучшими мировыми образцами струнной музыки. Особенностью многих концертных выступлений М. Ю. Кустова являются программы, исполняемые дуэтом. Несколько лет неизменной популярностью у тамбовской публики пользуются совместные концерты М. Ю. Кустова и лауреата и дипломанта международных и всероссийских конкурсов пианистки Любавы Царегородцевой. В 2000 г. этот дуэт стал лауреатом конкурса-фестиваля профессиональных коллективов Черноземья в Туле. Помимо успешной и активной работы в Тамбовском симфоническом оркестре М. Ю. Кустов исполняет виолончельную музыку в сопровождении других коллективов. В 2000-х годах он работал в содружестве с Ростовским, Владимирским, Омским симфоническими оркестрами, исполнив такие произведения, как «Рококо» Чайковского, «Концерт-рапсодия» Хачатуряна, «Семь слов Спасителя на кресте» Губайдулиной. Успешной стала концертная деятельность М. Ю. Кустова и за пределами Тамбова. Владивосток, Новосибирск, Пермь, Ульяновск, Саратов, Ростов, Липецк, Тула, Владимир, Рязань, Киев, Санкт-Петербург, Москва, Куба, Ирак, Корея, Италия, Испания, Франция — это далеко не полный перечень городов и стран, которые принимали на своих сценах талантливого исполнителя. За пределами Тамбовской области М. Ю. Кустов широко ведёт и педагогическую работу. Им проведено множество мастер-классов и методических семинаров в разных городах России: в Суздале (летняя школа «Новые имена»), Рязани, Владимире, Новомосковске, Барнауле и др. Как член экспертных комиссий по аттестации музыкальных колледжей и вузов М. Ю. Кустов работает не только в Тамбове, но и в Саратове, Абакане, Уфе, Нальчике, Владикавказе, Элисте, Перми, Сургуте, Ханты-Мансийске, Тольятти, Ростове-на-Дону, Липецке. Он неоднократно приглашался членом и председателем жюри инструментальных конкурсов разных уровней, в том числе всероссийских и международных. М. Ю. Кустов — автор научных работ по проблемам виолончельного и ансамблевого исполнительства: «Фортепианные камерно-инструментальные ансамбли Д. Шостаковича», «Виолончельный Рахманинов», «Классификация виолончельных штрихов», «Исполнительская агогика как проявление реального музыкального времени», «Камерные инструментальные произведения Ф. Мендельсона» и других (всего более 40). М. Ю. Кустов имеет квалификацию концертного исполнителя, солиста оркестра, ансамблиста, педагога. В 2003 г. ему присвоено звание заслуженного артиста России. В сезоне 2003–2004 гг. М. Ю. Кустов стал лауреатом премии фонда «Русское исполнительское искусство» в номинации, где конкурировали более 500 российских концертирующих музыкантов. Уровень мастерства музыканта ярко демонстрирует и тот факт, что весной 2008 г. он был приглашён в состав Объединённого Российского симфонического оркестра под руководством Владимира Гергиева для исполнения в Москве мировой премьеры 6-й симфонии А. Рыбникова в рамках фестиваля оркестров мира. В том же году М. Ю. Кустова наградили поощрительным Дипломом премии ЦФО в номинации «За достижения в музыкальном искусстве». Ещё одной наградой стало вручение в 2011 г. Президентом РФ Ордена Дружбы. В 2012 г. в Рахманиновском зале ТГМПИ им. С. В. Рахманинова состоялся концерт, посвящённый 45-летию творческой деятельности М. Ю. Кустова, на котором вновь прозвучали произведения Баха, Бетховена, Брамса ...