Конструктор. Родился в Риге. Учился в Петроградском институте инженеров путей сообщения. В Тамбове работал шофёром, начальником гаража Тамбовской губернской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Используя мотор и детали старых автомобилей и самолётов, сконструировал аэромотовагон (моторную дрезину с авиационным пропеллером), который был построен в Тамбовских вагонных мастерских и прошёл испытание в Тамбове (1920). Изобретение вызвало интерес, привлекло внимание специалистов. Испытания продолжались на Московском железнодорожном узле. 24 июля 1921 г. аэровагон потерпел аварию. Изобретатель и погибшие вместе с ним члены экипажа похоронены в Москве у Кремлевской стены.Конструктор аэромотовагона Валериан Иванович Абаковскпй родился 5 октября 1895 года в Риге в семье инженера. Учился в Петроградском институте инженеров путей сообщения. С увлечением занимался в научно-техническом кружке, самостоятельно изучал шоферское дело, уже в те годы проявлял склонность к изобретательству. Революционные события 1917 г. захватили Абаковского: он поступил в органы ВЧК. С 1919 по 1921 год служил шофером, затем заведующим гаражом Тамбовского губчека. Беспокойная мысль изобретателя не давала покоя. Используя мотор и детали старых автомобилей и самолетов, он сконструировал аэромотовагон — моторную дрезину с авиационным пропеллером. Потребляя незначительное количество горючего, вагон развивал огромную для того времени скорость. Изобретение вызвало интерес, привлекло внимание специалистов. В 1921 году испытания продолжались на Московском железнодорожном узле. Но судьбы Абаковского и его изобретения были трагическими: 24 июля 1921 г. аэровагон потерпел аварию. Изобретатель и погибшие вместе с ним похоронены у Кремлевской стены. Современные пассажирские поезда могут развивать скорость 120–140 километров в час, а эта скорость была достигнута аэровагоном Абаковского более семидесяти лет назад. Построен вагон был в тамбовских вагонных мастерских и прошел первые испытания в Тамбове.